Объяснение в любви
Объяснение в любви бывает разным. Один исполняет серенаду, другой сочиняет письмо, где в каждой строчке только точки после буквы «л». А заслуженный художник России В. И. Пурихов берет резец и… То, что в результате получается, можно видеть в эти дни на его персональной выставке в Государственном литературно-мемориальном музее Н. А. Добролюбова. Известный нижегородский скульптор приурочил показ к празднику 8 Марта, поскольку женские образы занимают особое место в его творчестве. Правда, признание земляков получил он скорее как монументалист, создавший вместе с соавторами и без памятники Александру Невскому в Городце, Герою Советского Союза Никонову, маршалу Рокоссовскому, космонавту Гагарину, композитору Балакиреву. Последним в этом ряду монументов стал торжественно открытый год назад памятник основателю Нижнего Новгорода святому великому князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону. Такого рода творения требуют мощи, пафоса, внутреннего достоинства, что и продемонстрировал скульптор. Но в душе он еще и лирик. Эта сторона его натуры находит выражение в работах, которые составили нынешнюю экспозицию, озаглавленную «Влечешь к себе таинственной красою…». Вернисаж в музее гостеприимные хозяйки украсили концертом студентов консерватории, рассказали о тех женщинах, что были рядом с Н. А. Добролюбовым. И все же главным событием стало знакомство с персональной выставкой скульптора. Ведь такое само по себе — редкость. Прелестные головки девочек, бюсты, на создание которых В. И. Пурихова вдохновили конкретные персоны — родные, друзья. Наконец, серия женских статуэток и статуй из дерева, мрамора. Обращают на себя внимание две важные особенности. Виктор Иванович не просто с замечательным мастерством воплощает в любом материале женское тело, а будто пробуждает в нем музыку. Так гармоничны, текучи линии, такая одухотворенность в каждом движении, в каждом изгибе. И уж вовсе удивительна целомудренность ню Пурихова. Раздевая женщину, скульптор не унижает ее, как сейчас мы сплошь и рядом видим, он возводит ее на пьедестал. Отчего же тогда модели скульптора совсем не улыбаются? Даже девочки серьезны. В скульптурных портретах женщин преобладает сосредоточенность и глубокая дума, в фигурах — нежная меланхолия. Возможно, ответ найдется, если знакомство с выставкой В. И. Пурихова начать с его «Евы». Она сама будто из ствола древа познания, чей горький плод предстоит сейчас вкусить этому первозданному, наивному, едва проснувшемуся к жизни существу. Расплата за то, древнее, искушение, каждодневное одоление тягот нашего мира, по-прежнему несовершенного, — не эта ли доля побуждает скульптора видеть свои модели сквозь дымку прекрасной грусти? Ему внятны женские драмы, женская стойкость. И перед красотой русской женщины, неистребимой в любых испытаниях, он склоняет голову.