Болезнь, которая недавно появилась в Китае и против которой пока не найдено действенного лекарства, опасна не только для здоровья людей. Китайский коронавирус уже сильно бьёт по мировому хозяйству. И Россия, к сожалению, не стала счастливым исключением.
В теме разбирался главный редактор газеты "Новое Дело. Областной выпуск" Вадим Андрюхин.
Начать следует с того, что Китай является не просто мировым промышленным гигантом. Это вторая, а по некоторым показателям и первая экономика мира: не менее 20% мирового ВВП приходится именно на эту страну. Поэтому любые проблемы, которые касаются Китая, непременно становятся мировыми. Стремительное распространение коронавируса относится как раз к такого рода «головной боли» для всей планеты.
Масштабные профилактические меры, предпринятые китайскими властями, плюс фактическое закрытие границы от въезда и выезда за пределы страны уже привели к закрытию ряда мировых производств, расположенных на территории этой страны. В частности, заводов по изготовлению комплектующих автомобилестроения – именно в злосчастной провинции Ухань находятся соответствующие представительства 300 из 500 мировых автомобильных фирм! И пусть даже само производство расположено в Европе или даже в нашей стране, основные запчасти для него поступают прежде всего именно из Китая. Поэтому остановка китайского производства рано или поздно приведёт к остановке основного автомобильного завода, пусть даже он находится в другой части света. А это в свою очередь ведёт как минимум к сильному удорожанию основного продукта.
Примерно то же самое можно говорить и об электронике, большая часть которой – от микросхем до конечного товара – опять-таки производится на китайской земле: телевизоры, мониторы, ноутбуки, смартфоны и прочая техника. Вот что пишет по этому поводу одно центральное издание:
«Смартфоны оказались в зоне риска. К концу февраля–началу марта может возникнуть дефицит и рост цен. У российских ритейлеров пока достаточно складских запасов, но, если производство в Китае не возобновится к середине февраля, к концу марта начнётся дефицит электроники. С перебоем поставок столкнутся не только китайские бренды, но и Apple с Samsung. Опрошенные участники рынка считают, что каждая неделя простоя заводов вызовет подорожание на 1,5–3%».
Самое тревожное заключается в том, что эпидемия коронавируса может легко перекинуться на соседние с Китаем такие же густонаселённые страны – Индию, Индонезию, Пакистан, Малайзию, где санитарно-эпидемиологическая обстановка ещё хуже, чем у китайцев, но где расположены другие электронные производства. Таким образом, коронавирус вполне способен полностью парализовать эту важнейшую отрасль мировой экономики!
Под серьёзной угрозой находится и индустрия мирового туризма. Закрытые границы явно не способствуют туристическому потоку в Китай, один из главных туристических объектов мира. От этого все мировые авиакомпании уже терпят многомиллионные убытки. С другой стороны – практически полностью исчезли туристы из самого Китая, а ведь именно они в последнее время составляли львиную долю от всей массы путешествующих. Включая и Россию, где китайцы являются главными иностранными туристами.
Кстати, весьма серьёзный удар наша экономика получила не только на рынке туризма. Ведь Китай является главным покупателем российских товаров на внешнем рынке. Ежегодный торговый оборот между нашими странами – не менее 100 миллиардов долларов. «Мы поставляем в Китай нефть, газ, лес, продовольствие. Если вирус приведет к замедлению экономического роста, это неизбежно скажется на спросе наших товаров», – прокомментировал ситуацию российским журналистам экономист Олег Вьюгин.
Сильнее всего страдает наша нефтяная отрасль. С начала года нефть подешевела почти на 20%, в результате снизилась стоимость таких российских энергетических гигантов, как Роснефть, Газпром, Лукойл. Специалисты говорят, что обвал цен на нефть связан именно с опасениями инвесторов по поводу влияния коронавируса на потребление топлива в Китае, который является крупнейшим импортёром нефти в мире. Так, по сообщению агентства «Блумберг», объём переработки на китайских нефтеперерабатывающих заводах снизился на 15% по сравнению с периодом до вспышки эпидемии. И если эпидемия не пойдёт на спад, то ситуация на рынке нефти может ещё больше ухудшиться, вплоть до падения стоимости чёрного золота ниже 30 долларов за баррель.
Что это означает для нашей страны, где экономика в значительной части плотно завязана на торговлю энергоресурсами, можно представить, если вспомнить тяжёлую ситуацию с очень низкой ценой на нефть в канун распада Советского Союза или перед дефолтом 1998 года.
Очень надеюсь, что наши правители учитывают эти обстоятельства и готовы достойно встретить любой сценарий развития событий...
Все новости по теме коронавируса и его последствий в мире, России и Нижегородской области - читайте в нашем тематическом разделе.