Опять «двойка»…
Я очень признательна учительнице моей дочери за все те «двойки», которые она время от времени ставит ей. Потому что благодаря этому я могу регулярно доказывать своему ребенку, что я ему друг, что он может доверять мне. Я знаю, это очень важно. Опять «двойка»… Успокаивая дочь, я говорю ей, что нерешенный пример по математике — далеко не самая трудная проблема, с которой ей придется столкнуться в своей жизни. И когда девочка моя начинает сокрушаться, что у нее, мол, никогда ничего не получается, я всегда напоминаю ей о ее «пятерках», например, по английскому, «четверках» за диктант по русскому, маленьких победах на тренировках по настольному теннису… Про себя я думаю, что самое главное пока достижение в ее жизни — оно наше общее — это то, что, получив «два», она не боится идти домой, не боится сказать мне о плохой оценке. Я убеждена: чаще всего эти «двойки» учителя ставят себе. Например, когда в дневнике Маргариты возникает четвертая «пара» за две недели по окружающему миру. Но я никогда не смею говорить дочери плохих слов про учителей — ЭТО ТАБУ. Когда дочь обмолвилась, что С. А. заявила ей, будто мне безразлична ее успеваемость по русскому языку, я сказала Рите, что учительница ошибается. Потому что мне ВАЖНО ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЖИЗНИ МОЕЙ ДОЧИ. Но призвала ее, чтобы она не обижалась на учительницу и прежде всего помнила все то хорошее, что та для нее сделала, – его было немало. А обронить что-то в сердцах — ну с кем не бывает! Хотя… Как рассказала мне замдиректора по развитию нижегородского центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Светлана Гринберг, самый типичный на сегодняшний день звонок на так называемый «телефон доверия» для подростков — это звонок из школы во время уроков: соединение устанавливается, абонент молчит, и только слышны в отдалении громкий ор учительницы и ее безобразная брань… Кто, если не я, поддержит мое дитя, пока она проходит эту школу жизни под названием «школа»! Которая, на мой взгляд, не легче армейской повинности. Со своей дедовщиной. Со своими офицерами и генералами, что пострашнее цепных псов будут, со своими маразмом и несправедливостью. Учу свою девчонку выживать: «Виталик опять доставал тебя и пинал твой портфель? Когда он снова начнет, скажи ему резко и со всей силой, на которую ты только способна: «Пошел вон!» Лера в тебя харкнула? В следующей раз залепи ей пощечину! Но не плюйся, как она, — сохраняй свое достоинство». Внушая Маргарите, что она должна уметь постоять за себя, я в то же времяобъясняю ей, что безобразные выходки ее одноклассников — повод относиться к ним с сочувствием. Как и к учителям, которые более не в силах сдерживать себя перед детьми. Потому что все они — жертвы. Жертвы насилия во всех его проявлениях… Родители разводятся и начинают использовать своего ребенка как орудие мести друг другу — это насилие. Учителю, чтобы выжить, приходится взваливать на себя колоссальную профессиональную нагрузку — это тоже насилие.А насилие порождает насилие, которое принимает в том числе форму «двоек».На будущий год — в пятый класс… Господи, помоги нам!