Отечественные производители бытовой химии способны заместить продукцию иностранных брендов
Российский рынок бытовой химии, средств личной гигиены и косметики столкнулся с перебоями поставок в торговые сети и ростом цен на товары из-за санкций. В частности, о приостановлении экспорта заявили такие гиганты, как Unilever и Procter&Gamble. Есть ли альтернатива иностранным брендам и смогут ли отечественные производители заместить продукцию западных компаний, рассказал директор нижегородской компании «Белая Мануфактура» Алексей Ракушин.
По словам Алексея Ракушина, до настоящего времени российский рынок бытовой химии и товаров личной гигиены на 90% принадлежал иностранным игрокам. Заявления крупных брендов об уходе с рынка породили потребительскую панику и, как следствие, рост цен на продукцию. Отечественных товаров, по мнению эксперта, на полках магазинов оказалось недостаточно в силу исторических факторов – потребительского предпочтения и скромных рекламных бюджетов.
«Меньший приоритет российского производителя – явление, существующее исторически. Когда-то это было справедливо, потому что постсоветские продукты бытовой химии и гигиены не выдержали сравнения по качеству с пришедшими на рынок западными брендами», — объяснил Алексей Ракушин. — Но за последние два десятка лет ситуация в корне изменилась. Отечественные производители сегодня работают по тем же технологиям, что и зарубежный бизнес. Однако закрепить позиции в ассортименте магазинов и в сознании потребителей российским торговым знакам было очень сложно, так как маркетинговые бюджеты у наших разработчиков во много раз скромнее, чем у западных»
Эксперт считает, что российские производители смогут заместить импорт и предложить покупателю достаточное количество конкурентоспособной продукции.
«Многие зарубежные бренды производятся на российских предприятиях. Наши заводы были вынуждены работать с минимальной маржой в качестве контрактеров для зарубежных компаний по причине отсутствия сбыта отечественной продукции. Одним из показательных примеров может быть невиномысский завод «Арнест», где производилась продукция корпорации Henkel, Unilever, Beiersdorf, Oriflame. После ухода иностранных бизнесов у нас в стране останутся те же мощности и те же люди, которые прежде производили брендовые товары. Производственные линии зачастую работали не в полную силу, усилить их – не проблема. Имеющимся ресурсом мы сможем закрыть все 100% объёмов западных компаний. Это вопрос времени, и не самого большого», — добавил Алексей Ракушин.
Ключевой проблемой для российских компаний стали ограничения в поставках импортных комплектующих и сырья. Хотя, по словам директора компании «Белая Мануфактура», этот вопрос решаемый, есть достойные аналоги и на внутреннем рынке. Однако производитель зачастую сталкивается с недобросовестной конкуренцией – искусственным завышением цен со стороны поставщиков, что может сказаться на стоимости конечного продукта.
В текущих условиях отечественным производителям приходится отрабатывать новые каналы сбыта, перестраивать логистику и заключать новые контракты. По словам Алексея Ракушина, потребуется от трех до шести месяцев, чтобы отладить запущенные процессы.
«Без той паники, которой было позволено случиться, эти процессы могли бы быть менее травматичными и для потребителя, и для экономики страны. Переход получился стихийным не в последнюю очередь потому, что мы пребываем в очень болезненном информационном поле. И вот в этом вопросе нужна поддержка государства. Необходимо предоставить россиянам убедительные аргументы, объясняющие не только вынужденность, но и целесообразность перераспределения сил в структуре рынка», — подчеркнул эксперт.
Напомним, губернатор Глеб Никитин на встрече с предпринимателями региона заявил, что перечень продукции для импорта и импортозамещения в Нижегородской области увеличился до 3,3 тысячи позиций.
«Отечественные предприятия столкнулись с отсутствием импортных материалов и комплектующих, аналогов которых не производится в России. На решение этой задачи на уровне федерации направлен целый ряд мер. Одна из ключевых — создание „зеленого коридора“ для импорта — обнуление ввозных таможенных пошлин, снятие регуляторных ограничений, параллельный импорт, оптимизация таможенных процедур», — отметил Глеб Никитин.