Отпугивает дефицит… концепций
Обеспеченность Нижнего Новгорода торговыми площадями велика(более 500 кв. метровна тысячу человек), однако, по мнению экспертов, у нас скорее количественная, ане качественная насыщенность оными.В частности, из имеющихся 130 городских торговых центровтолько 40 можно отнести к площадкам, отвечающим требованиям международныхстандартов.Уверенность без открытийТак, например, для Нижнего актуален дефицит уникальныхконцепций: в городе не хватает детских и спортивных торговых центров, такжеощущается недостаток развлекательной составляющей. Многие объекты с устаревшейили изначально непродуманной концепцией неуклонно теряют своих арендаторов ипосетителей. Поэтому особую роль начинает играть антикризисное управление.– Сегодня ключевые задачи для арендодателя – обеспечитьнеобходимый уровень качества управления, удержать ключевых арендаторов ипривлечь новых. Это, кстати, особенно актуально для вашего города, ведь за весь2014 год в Нижнем не было введено ни одного нового торгового центра. Затосуществующие объекты чувствуют себя достаточно уверенно, – говорит управляющийдиректор московской компании Knight Frank Property Management Дмитрий Атопшев.– Должен отметить, что в последнее время мы наблюдаем обнадёживающую тенденцию– арендатор и арендодатель становятся настоящими партнёрами. Прямоедоказательство тому – переход от фиксированной арендной ставки к проценту отоборота. Эта мера позволяет бизнесу развиваться.Креативные мелочиДругой эксперт – генеральный директор нижегородской Группыкомпаний IDEM Екатерина Гресс – убеждена, что «золотой век» торговых центров вРоссии закончился. Сегодня девелоперы должны не ждать арендаторов и придирчивовыбирать из них наиболее подходящих – надо занимать активную позицию ианализировать работу каждого из магазинов торгового центра.– Арендаторы платят не за площади, а за покупателей, поэтомууправляющая компания должна их привести, – считает Екатерина. – Всё начинаетсяс мелочей! Приведу пример: в августе прошлого года (как вы помните, время ужетогда было неблагоприятное) в Самаре открылся ТЦ «Амбар». Там было многонезанятых площадей, но пустующие витрины оклеили не монохромным баннером, аработами всемирно известных фотографов и информацией о них. Получиласьимпровизированная выставка.Еще одно интересное решение нашли в Екатеринбурге.Руководство одного из торговых центров привлекло покупателей из соседнихгородов, обеспечив иногородним скидку порядка 25 процентов и предложивспециальные цены на проживание в отелях.Ритейл ушел, бренд обновилсяКонечно, кризис встряхнул и заставил переживать абсолютновсех, но некоторые его последствия оказались на руку, к примеру, тем же арендаторам.В частности, речь идет о снижении ставок. Наибольшее падение наблюдалось вНижегородском и Канавинском районах, а ведь именно в них сосредоточена большаячасть ТЦ. Причина проста: в этих районах торговые центры жестко конкурируютмежду собой, а в нестабильной экономической обстановке происходит заметнаядифференциация на сильных и слабых. Последние вынуждены прибегать к демпингу.Нельзя не признавать, что в прошлом году серьезнымизменениям подвергся рынок ритейла: многие игроки прекратили свою работу врегионе и даже в стране из-за финансовых проблем. Некоторые сделали это из-за геополитической обстановки.– Тем не менее, говорить о том, что в 2014‑м развитиепрекратилось, нельзя. Многие сетевики наращивали объёмы продаж, открывали новыемагазины, а на место решивших покинуть рынок приходили другие компании, которыеприносили с собой новые бренды разных товарных групп, – говорит руководительотдела аналитики и стратегического консалтинга Группы компаний IDEM ЕвгенияПономарева. – В этом году тенденция продолжится: пусть и с осторожностью, нокомпании будут продолжать инвестировать в развитие своих проектов.Развлекательные тенденцииНапомним, что в 2015‑м ожидается открытие двух крупныхторгово-развлекательных центров – «Небо» и «Атлантида». Несмотря на то, что обабудут расположены в верхней части города, их появление должно привести кперераспределению покупательских потоков в масштабах всего Нижнего.Помимо этого, планируется открытие трех небольших районныхторговых центров, которые будут работать локально и на покупательские потоки неповлияют.Также в будущем планируется реализация нестандартных длястолицы Приволжья проектов: речь идёт о многофункциональном центре «Корстон»,включающем в себя крупнейший в России конгресс-центр, отель и аквапарк, и двухторгово-развлекательных центрах с аквапарком.– Если говорить о прогнозах на 2015 год, то мы предполагаемдальнейшее снижение арендных ставок и увеличение вакансий, – делитсяинформацией Евгения Пономарева. – Это в первую очередь будет наблюдаться вморально устаревших центрах, нуждающихся в реконцепции.Общей тенденцией также станет усиление развлекательнойсоставляющей. Роли управляющих компаний, одной из главных обязанностей которыхявляется выстраивание маркетинговой политики, начнут уделять всё большеевнимание. А развитие ритейла продолжится примерно такими же темпами, что впрошлом году.