Панорама и отдельные картинки
Если при словах «Картинки с выставки» в вашей памяти всплывает не только фортепианная сюита Мусоргского, но и сочинения современных творцов музыки, значит, вы из тех, кто имел удовольствие посещать концерты одноименного фестиваля. Волею судеб на этот раз (третий по счету) «картинки» слились воедино с «панорамой» — другим международным фестивалем «Панорама музыки России». В осенние дни сочинения наших современников и классиков ХХ века звучали в залах Нижегородской консерватории (академии) им. Глинки и филармонии.Девять разноплановых концертов показали, что творится, в прямом и переносном смыслах, в мире профессиональной музыки. За неделю публику познакомили с творчеством авторов из США, Японии, Финляндии, Австрии, Италии и России. Нашу страну представляли обе столицы, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Самара, Тверь, Ростов. Не отставала по разнообразию и география исполнителей: виолончелист Э. Ровнер (Австрия), скрипачка Рю Хи Юн (Южная Корея), пианисты М. Дехант-Хайдер (Австрия), И. Фридман (Германия), Н. Мажара (Санкт-Петербург), дирижер Йозеф Дирмайер (Австрия). Задействованы были практически все оркестры Нижнего Новгорода. А еще были представлены неординарные ансамблевые составы. Представьте — саксофон с баяном, флейту с баяном и виолончелью, ксилофон и фортепиано!Звучала музыка симфоническая, хоровая, камерная, написанная для народных инструментов — сочинения разных стилей, выполненные в разных техниках. Некоторые завоевали особую симпатию слушателей. Увлекала зал музыка, требующая от исполнителей актерской подачи, и здесь пальму первенства публика отдала В. Екимовскому с композицией для пяти исполнителей «Принцесса уколола палец — и все королевство уснуло». После музыкального «укола» флейты и маримбы запись на магнитофонной пленке перенесла всех в сонное царство, где движения замедлены, как колыхания водорослей в аквариуме, звуки призрачны и одиноки в пространстве и даже аплодисменты будто пробиваются сквозь толщу воды…В другой фестивальный день дуэт, облаченный в апельсиновые рубашки, пользовал зал «Лекарством от скуки» Павла Плаксина (Самара). Мимика автора, сидевшего за фортепиано, весьма красноречиво поведала слушателям о том, что музыканты никак не могут договориться, как же им развеять скуку.С большой любовью встречала публика музыку вдумчивую и глубокую — «Евангелие от Иуды» М. Броннера (солист — Юрий Гуревич), Концерт для домры и ОРНИ Е. Подгайца (солист — Кристина Фиш), «Шекспир в иллюстрациях» — Симфоническую сюиту Э. Фертельмейстера. Звучали произведения корифеев ХХ века — Мессиана, Равеля, Берга, Эллингтона. Но можно ли представить фестиваль современной музыки без премьер? И они были, например, Концерт для балалайки и ОРНИ А. Цыганкова (Москва), Концерт для трубы и фортепиано с оркестром Р. Калимуллина (Казань).По традиции в программу фестиваля был включен концерт «Музыка молодых». Студенты музыкального колледжа им. Балакирева и консерватории зачастую сами исполняли свои произведения. Особенно горячо публика приветствовала С. Попова с «Хеллоуинскими плясками» для ксилофона и фортепиано, А. Забегаеву с квинтетом и К. Ковыльских с квартетом в 2 частях. А самым юным автором оказалась К. Целибеева — третьеклассница ДШИ № 18, ученица Б. Гецелева.Творческие встречи с известными композиторами значительно расширили наше представление о современной музыке. Своими замыслами поделились заслуженный деятель искусств России Е. Подгайц, руководитель Ассоциации современной музыки В. Екимовский, композитор и дирижер Й. Дирмайер, профессор консерватории им. Брукнера в Линце М. Хайдер-Дехант. Неожиданно обнаружилась необычайная тяга современных творцов к народным инструментам. Например, Е. Подгайц, рассказывая о своей «Фантазии памяти Шнитке» для баяна, заявил, что понял — даже исполнители-баянисты не осознают всех возможностей удивительного инструмента!Не только о музыке шла речь, но и о судьбе композитора в России. Выяснилось, что в нашей стране такой профессии просто-напросто не существует. А это приводит к социальным проблемам — с пенсией, медицинской помощью и т. д. Государство не заботится о развитии современной музыки как искусства, говорил на творческой встрече М. Броннер: «…Люди, исполняющие нашу музыку — это, чаще всего, наши друзья. Поэт сочинил стихотворение и может его прочесть любимой девушке. А мы написали музыку, и она не звучит, пока не появится исполнитель». Действительно, где мы можем приобрести диск современной академической музыки, часто ли предоставляется возможность услышать ее «вживую»? По словам М. Броннера, композиторы много лет предлагают перейти к практике квотирования. Это когда исполнительский коллектив, получающий деньги от государства, обязан провести определенное количество концертов современной музыки. Такая система существует во многих странах.Тем более что интерес нашей публики к современной музыке не миф. Об этом свидетельствует тот факт, что практически все концерты нынешнего фестиваля проходили в заполненных залах. Велика заслуга художественного руководителя «Картинок с выставки» Бориса Гецелева и всех организаторов, подаривших Нижнему Новгороду встречу с музыкой нашего времени. А какими путями она будет следовать в будущее, время и покажет.