Педиатр Морозова назвала симптомы перегрузки школьников
В современном образовательном процессе дети сталкиваются с повышенной учебной нагрузкой, социальными ожиданиями и повышенными требованиями. Это может привести к состоянию, которое часто путают с заболеваниями.
Врач-педиатр, кандидат медицинских наук Екатерина Морозова в беседе с РИАМО разъяснила, что под «школьным перегрузом» понимается хроническое функциональное напряжение, вызванное сочетанием умственного, эмоционального и физического стресса, который не соответствует возрастным возможностям ребенка.
Симптомы:
- Головные боли, чаще к вечеру.
- Хроническая усталость и слабость.
- Нарушения сна: трудности с засыпанием, поверхностный сон, ощущение недосыпа.
- Боли в животе или сердце без органических причин.
- Снижение или повышение аппетита.
- Повышенная потливость, дрожь в руках, учащенное сердцебиение.
- Снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.
- Раздражительность, импульсивность.
- Снижение интереса к учебе, избегание школы.
- Тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка.
- Апатия, социальная изоляция.
- В тяжелых случаях — признаки депрессии.
Особенно тревожны соматоформные расстройства, когда жалобы не подтверждаются исследованиями, но сохраняются и мешают жизни.
Профилактика:
- Соблюдение норм объема домашних заданий: до 1 часа для младших классов, до 3,5 часов для старших.
- Равномерное распределение нагрузки: не более 2 – 3 уроков в день с высокой интеллектуальной нагрузкой.
- Достаточный сон: 9 – 11 часов для детей 6 – 12 лет, 8 – 10 часов для подростков.
- Ограничение использования гаджетов за 1 – 1,5 часа до сна.
- Ежедневная физическая активность: не менее 60 минут.
- Регулярные перерывы по правилу 45/15.
- Зарядка для глаз каждые 30 – 40 минут.
- Оценка успехов без привязки к личности.
- Поддержка вместо критики.
- Обучение техникам саморегуляции: дыхательные упражнения, медитации.
- Создание «пространства для отдыха».
- Обращение к школьному психологу или педиатру при первых признаках перегруза.
- Обсуждение объема заданий с учителями.
- Рассмотрение перевода в классы с альтернативной программой.
- Профилактические осмотры у специалистов.