Первый год президента
Со дня вступления Дмитрия Медведева в должность Президента России прошел год. Годовщину его инаугурации будут отмечать на этой неделе. А с ней, как водится, подводить итоги первого года работы нового президента. Сложное это занятие, честно говоря. Потому что событий за прошедший год случилось немало, в том числе и судьбоносных событий. И подведение итогов может растянуться на целый том, если не два. Но здесь именно тот случай, когда очень непросто определить, какие из этих событий и итогов относятся непосредственно к деятельности Дмитрия Медведева, а какие просто достались ему как данность. На которую он, так или иначе, должен реагировать. Впрочем, как ни крути, а все, что происходит в стране, так или иначе, касается президента. И неважно при этом, с его ведома что-то происходит или нет, по его воле и распоряжению или вопреки оным. Он несет ответственность за всё, что происходит в стране, и всё, что происходит, будущие историки будут связывать именно с именем Дмитрия Медведева. А потому и нам нет большого греха поступить так же и оценить все произошедшее в стране за минувший год в связи с личностью нового президента. Тем более что ему все равно довелось поучаствовать практически во всех событиях и процессах, даже в тех, к которым он не имел, казалось бы, никакого отношения. Но прежде надо отметить одну очень важную вещь, которая самым непосредственным образом связана именно и только с личностью президента Медведева. За год его правления произошло довольно серьезное снижение амплитуды колебаний эмоциональных отношений к власти. У нас слишком часто было принято либо проклинать власть, либо прославлять — до спокойного отношения к ней, как к одному из общественных институтов дело как-то не доходило. С приходом нового правителя к власти от него все начинают чего-то ожидать и по мере того, как ожидания не сбываются, разочаровываются и начинают его немедленно проклинать. Если же какие-то ожидания паче чаяний осуществляются, начинают впадать в другую крайность — неумеренное восхваление и прославление. Бывает, впрочем, и так, что обе эти крайности соседствуют друг с другом в одном и том же обществе в одно и то же время, нимало друг другом не смущаясь. Ельцина сначала многие любили, потом столь же многие ненавидели. Путина одновременно и прославляли, и проклинали, причем с одинаково неистовой страстью. Медведеву пока как-то удалось избежать обеих крайностей. Возможно, потому, что от него вообще мало чего ждали. Год назад казалось, что все самые насущные проблемы решены, а до глобальных задач общество еще не созрело. Так что и ожиданий, связанных с Медведевым, было немного, и выглядели они как-то на удивление скромно. У определенной части общества зрела надежда на некую «оттепель», и можно даже констатировать, что Медведев в определенной степени эту надежду удовлетворил. Но большинство людей от Медведева как-то ничего особого и не ждали, а потому и разочаровываться им не в чем, и ругать президента, равно как и прославлять, не за что. Но ведь и сам Медведев, надо сказать, нисколько не поощряет жанр придворного воспевания и административного восторга. Он как-то опростил верховную власть, снизил пафос, что ли. То ли в силу убеждений, то ли из-за особенностей характера и темперамента — несколько флегматичного, холодноватого и неторопливого. Особенно это было заметно в ходе прошлогодней августовской войны. В отличие от Саакашвили Медведев не выступал с зажигательными речами на митингах и демонстрациях, не ездил на передовую, не демонстрировал свои спринтерские качества под пулями и бронежилетами. Он просто сидел в кабинете, принимал доклады и отдавал распоряжения. Все было скучно и обыденно, но невероятно эффективно. Наши войска в три дня выгнали грузинских коммандос из захваченного Цхинвала, освободили всю Южную Осетию, погостили в прибрежных грузинских портах, потрепали грузинскую военную инфраструктуру и заставили эффектного грузинского президента столь же эффектно жевать галстук. Эффектность далеко не всегда означает эффективность. Более того, зачастую она ей прямо противоречит. За первый год своего президентства Медведев это демонстрировал уже не раз. Он не любитель эффектных поз и красивых жестов. Сколько, например, было сказано ярких громогласных слов по поводу нынешнего экономического кризиса. Барак Обама в ходе своей предвыборной кампании, да и потом тоже неоднократно, славился зажигательными речами, обличая виновников кризиса и обещая скорейший и непременный выход из оного. Хватало обличителей и «обещателей» и в нашем Отечестве. Только вот Медведев в этом качестве замечен пока что не был. Он по-прежнему предпочитает скучные совещания и рабочие поездки всяким эффектным выступлениям и нарочитым жестам, и народ уже начал привыкать к стилю работы нового президента. К безусловным достоинствам этого стиля относится то, что он не вынуждает никого ни восхищаться, ни возмущаться. Конечно, Медведев не столь яркая личность, как, скажем, первый и второй президенты России. Но это-то и позволяет относиться более спокойно и беспристрастно к его работе. И оценивать именно его деятельность, а не его самого. Личность Медведева не затмевает его повседневную деятельность и не вызывает желание немедленно покритиковать или похвалить то или иное решение лишь на том основании, что его принял именно Медведев. Начали привыкать оценивать сами решения, а не личность, принявшую оные решения. Начали прикидывать, что президент может сделать, а что — нет, что к его компетенции относится, а что и самим можно попробовать. Начали догадываться, что не все в стране зависит от президента; кое-что, например, и от премьер-министра. За год президентства Дмитрия Медведева в российской политической системе произошел один очень важный переворот. Появился второй центр… нет, не власти — влияния. До этого правительство было лишь инструментом в руках президента, которым он вертел как хотел. С переходом Владимира Путина на должность премьер-министра правительство приобрело новое, куда более самостоятельное значение. Теперь власть держится не на одном столпе, а на двух, что, очевидно, является более устойчивой конструкцией, нежели прежняя. И что самое уникальное — два центра силы работают в унисон, на решение одних и тех же задач и достижение одних и тех же целей. Наверное, это является одним из самых больших достижений первого года президентства Медведева (после августовской победы, конечно!). Он допускает, причем не в теории, а на практике, существование особых от президента центров силы и влияния, но при этом умудряется подключать их к общей повестке дня. Яркий пример — Никита Белых. Бывший оппозиционер, причем убежденный, из самых идейных, был предложен Медведевым на пост губернатора Кировской области. Его не заставляли менять убеждения, его не убеждали вступать в партию власти — ему просто предложили поработать на общее благо. И он согласился. Не меняя ни своих убеждений, ни своих привязанностей и предпочтений. В результате появился губернатор, явно не совпадающий по своим взглядам с идеологией правящей партии, но при этом уже не фрондирующий, а готовый работать на общие интересы страны. Схожим образом Медведев подключает к решению общих задач и других оппозиционеров, приглашая их в разнообразные Советы при президенте. За исключением совсем уж радикальных «несогласных», которые сами категорически отказываются от любого общения, не говоря уже о работе с властью, доступ к принятию важных решений открывается почти всем желающим с более-менее внятной позицией и программой. При президенте Медведеве власть начала постепенно делегироваться в прочие общественные структуры и институты, наделяя все большую часть общества не только разнообразными правами, но и не менее многообразными обязанностями. Что искореняет нездоровый инфантилизм и, напротив, порождает здоровую ответственность за свои действия и судьбы страны. Это самое большее и самое лучшее, что Медведев мог сделать — и сделал! — за первый год своей работы.