Петр и Феврония. Повесть о любви
Вышла очередная книга известного писателя — нижегородца АлександраНиколаевича Рябова «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские»,изданная по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.Это «Повесть о житии новых Муромских святых чудотворцев — благоверногои преподобного и достойного похвалы князя Петра, названного во иночествеДавидом, и супруги его благоверной и преподобной, достойной похвалы княгиниФевронии, названной во иночестве Евфросинией». Книга издана фондом «ВозрождениеСобора Рождества Пресвятой Богородицы в п. Катунки».В книгувключена «Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем- Еразмом (памятниклитературы Древней Руси, конец XV — первая половина XVI века), выдержкииз которой приводятся далее.Повествование начинается с города Мурома,где правил в нем благоверный князь по имени Павел. «Дьявол же, искониненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летатьк жене того князя на блуд». Не скрывал перед ней своего обличия змей, а передлюдьми представлялся князем. Жена об этом поведала мужу, и он решил его убить.И выведала жена, от чего может умереть змей, и поведала об этоммужу.И родной брат князя Петр убил змея мечом Агриковым, но кровь гадаобрызгала его тело, и пошли по нему язвы, не излечиваемые лучшимиврачами.И повезли больного Петра на рязанскую землю, где было многоврачей. В селе Ласково жила девушка Феврония, она и сказала слуге: «Приведикнязя своего сюда. Если он будет чистосердечным и смиренным в словах своих,то будет здоров!» Но поставила условие: «Я хочу его вылечить, но награды от негоникакой не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему,то не подобает мне и лечить его».Возгордился князь. Как можно женитьсяна дочери древолаза-бортника, собиравшего мед лесных пчел. Но согласилсяна ее условия, если она его вылечит. Дала она мазь для смазывания струпьев,но предупредила, чтобы один не мазал.Попытался князь проверить мудростьдевушки, послал со слугой пучок льна с наказом сделать из этого льна сорочку,и одежду, и платок. В ответ девушка послала ему поленце и предложила изготовитьиз него ткацкий стан и снасть к нему. Князь же подивилсяответу ее.Но выйдя из бани здоровым, с чистым телом, кроме одногострупа, забыл о слове своем. Послал дары девушке и уехал в Муром. Но вскоре телопокрылось язвами, как и в первый раз.Вернулся князь и со стыдом попросилисцеления. Ответ был прост: «Если станешь мне супругом, то исцелишься».Согласился Петр и после исцеления взял ее себе в жены. Таким-то вот образомстала Феврония княгиней.После смерти брата стал Петр «самодержцемв городе своем».Завистники заметили странность в поведении княгиниза столом (собирала она в ладонь крошки со стола), и нашептали князю. Захотелкнязь проверить слух и, когда она, пообедав с ним, собрала крошки в свою руку,разжал пальцы ее руки и «увидел ладан благоухающий и фимиам». И с того дняон больше ее не испытывал.Бояре хотели от нее избавиться, не нравилосьих женам, что повелевает ими простолюдинка, и предложили ей покинуть город, взявсколько нужно богатства. Она согласилась на их условия, сказав: «Обещайте мнедать кого я попрошу у вас». Согласились бояре, и тогда сказала Феврония: «Ничегоиного не прошу, только супруга моего князя Петра».И они с княземна судне покинули город, уплыв по реке Оке. Но вскоре прибыла к ним делегацияот горожан с просьбой вернуться в город, ибо в борьбе за власть в распряхпогибло много вельмож.«Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврониявозвратились в город свой.… И были они для своего города истинными пастырями,а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью,а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедныхот напастей избавляли».В одно время они приняли монашество, и был названблаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония — Евфросинией.И какумолили они Бога, чтобы в одно время умереть им, и завещали, чтобы их положилив одну гробницу, в двух гробах, сделанных из одного камня. «И, помолившись,отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня».Умерли они в 1228 году.Но даже после смерти они стали неразлучны, хотяих положили в гробы в разных местах, но их тела перенеслись в гробы, высеченныеиз одного камня и имевшие тонкую перегородку, которые стояли в соборном храмеПречистой Богородицы. Еще одну попытку предприняли неразумные люди и переложилиих в отдельные гробы. «И снова утром оказались святые в едином гробе. И послеэтого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборнойцеркви Рождества Пресвятой Богородицы, как повелели они сами, в едином гробе,который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающиес верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».В 1547 годуих канонизировал Собор при Митрополите Макарии. Память их установленопраздновать «в Муроме повсюду» июня в 25 день, 8 июля по новомустилю.Ранее в соборе Рождества Богородицы в Муроме (ныне разрушенном)находится каменная гробница святых Петра и Февронии, высеченная из одного камня,с двумя гробами. В этом же соборе установлена рака с мощами Петра и Февронии.Над ракой расположена икона святых князя Петра и княгини Февронии.Образысвятого благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских запечатленына многих иконах. В Москве в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублеванаходятся иконы Петра и Февронии Муромских, написанные в середине XVI века.В Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике находится иконаПанкратия Тавроменийского Петра и Февронии Муромских из Новгородского Софийскогособора.В Муромском историко-художественном музее сохранилась икона концаXVI — первой трети XVII века святых благоверных князя Петра и княгини ФевронииМуромских с житиями. На клеймах иконы изображены основные этапы жизни святых.Здесь же находится икона «Собор муромских чудотворцев с житием святыхблаговерных князя Петра и княгини Февронии», датируемая 1669 годом. На фрескахАрхангельского собора Московского Кремля находятся изображения князя ПетраМуромского и княгини Февронии Муромской (1652 – 1666гг.). В иконостасе Софийскогопридела Московского Новодевичьего монастыря — икона преподобной ФевронииМуромской (1685 г.)Память о них жива.В «Повести о Петреи Февронии» упоминается Муромский Крестовоздвиженский монастырь, в которомсвятой князь Петр обрел Агриков меч, и позднее постриглась святая княгиняФеврония. Монастырь не сохранился, как и приходская Крестовоздвиженская церковь.В 1998 году в день святых Петра и Февронии на месте древнего монастыря былустановлен поклонный крест. Близ Муромского Воскресенского женского монастырянаходится Святой источник Петра и Февронии.В этой повести упоминаетсяи село Ласково, родина Февронии и место исцеления князя Петра. Это селосохранилось, оно расположено вблизи Рязани на «большой Владимирской дороге».В конце ХХ века в Ласково была построена деревянная часовня, освященная в честьсвятой Февронии.В месяцеслове указано: 25 июня (8 июля) празднуетсяпамять о преподобномученице Февронии девы. Благоверного князя Петра, в иночествеДавида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромскихчудотворцев.В «Троицком листке» (Издание Троице — Сергиевской лавры)в обращении к боголюбивым братьям и сестрам сказано: «Смотрите, как поступилблаговерный князь Петр. Раз соединивший союзом брака и давши Богу обет до концажизни хранить этот союз нерасторжимым, он предпочел лучше отказатьсяот княжеского престола и удалиться из Мурома, чем расторгнуть брак. Такон и сделал… Будем во всех семейных невзгодах обращаться с молитвою о помощик святым супругам Петру и Февронии, и они испросят нам своими молитвами предГосподом семейное счастие».Книга иллюстрирована многочисленными цветнымифотографиями икон, храмов и фресок, посвященных святым, в нее включены священныепесни (тропари), краткие песнопения, в котором изображается их жизнь святогои священные события (кондак), акафист (хвалебная песнь) и молитва святымблаговерным князю Петру и княгине Февронии Муромским чудотворцам. Приведеныкраткие сведения о городе Муроме, монастырях, храмах и церквях земли Муромской.К сожалению, книга вышла малым тиражом, всего 300 экз.