Петр и Феврония. Повесть о любви
Вышла очередная книга известного писателя нижегородца Александра Николаевича Рябова «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», изданная по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Это «Повесть о житии новых Муромских святых чудотворцев благоверного и преподобного и достойного похвалы князя Петра, названного во иночестве Давидом, и супруги его благоверной и преподобной, достойной похвалы княгини Февронии, названной во иночестве Евфросинией». Книга издана фондом «Возрождение Собора Рождества Пресвятой Богородицы в п. Катунки».В книгу включена «Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем- Еразмом (памятник литературы Древней Руси, конец XV первая половина XVI века), выдержки из которой приводятся далее.Повествование начинается с города Мурома, где правил в нем благоверный князь по имени Павел. «Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд». Не скрывал перед ней своего обличия змей, а перед людьми представлялся князем. Жена об этом поведала мужу, и он решил его убить. И выведала жена, от чего может умереть змей, и поведала об этом мужу.И родной брат князя Петр убил змея мечом Агриковым, но кровь гада обрызгала его тело, и пошли по нему язвы, не излечиваемые лучшими врачами.И повезли больного Петра на рязанскую землю, где было много врачей. В селе Ласково жила девушка Феврония, она и сказала слуге: «Приведи князя своего сюда. Если он будет чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Но поставила условие: «Я хочу его вылечить, но награды от него никакой не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».Возгордился князь. Как можно жениться на дочери древолаза-бортника, собиравшего мед лесных пчел. Но согласился на ее условия, если она его вылечит. Дала она мазь для смазывания струпьев, но предупредила, чтобы один не мазал.Попытался князь проверить мудрость девушки, послал со слугой пучок льна с наказом сделать из этого льна сорочку, и одежду, и платок. В ответ девушка послала ему поленце и предложила изготовить из него ткацкий стан и снасть к нему. Князь же подивился ответу ее.Но выйдя из бани здоровым, с чистым телом, кроме одного струпа, забыл о слове своем. Послал дары девушке и уехал в Муром. Но вскоре тело покрылось язвами, как и в первый раз.Вернулся князь и со стыдом попросил исцеления. Ответ был прост: «Если станешь мне супругом, то исцелишься». Согласился Петр и после исцеления взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.После смерти брата стал Петр «самодержцем в городе своем».Завистники заметили странность в поведении княгини за столом (собирала она в ладонь крошки со стола), и нашептали князю. Захотел князь проверить слух и, когда она, пообедав с ним, собрала крошки в свою руку, разжал пальцы ее руки и «увидел ладан благоухающий и фимиам». И с того дня он больше ее не испытывал.Бояре хотели от нее избавиться, не нравилось их женам, что повелевает ими простолюдинка, и предложили ей покинуть город, взяв сколько нужно богатства. Она согласилась на их условия, сказав: «Обещайте мне дать кого я попрошу у вас». Согласились бояре, и тогда сказала Феврония: «Ничего иного не прошу, только супруга моего князя Петра».И они с князем на судне покинули город, уплыв по реке Оке. Но вскоре прибыла к ним делегация от горожан с просьбой вернуться в город, ибо в борьбе за власть в распрях погибло много вельмож.«Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой.… И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».В одно время они приняли монашество, и был назван блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония Евфросинией.И как умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им, и завещали, чтобы их положили в одну гробницу, в двух гробах, сделанных из одного камня. «И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня». Умерли они в 1228 году.Но даже после смерти они стали неразлучны, хотя их положили в гробы в разных местах, но их тела перенеслись в гробы, высеченные из одного камня и имевшие тонкую перегородку, которые стояли в соборном храме Пречистой Богородицы. Еще одну попытку предприняли неразумные люди и переложили их в отдельные гробы. «И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, как повелели они сами, в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».В 1547 году их канонизировал Собор при Митрополите Макарии. Память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25 день, 8 июля по новому стилю.Ранее в соборе Рождества Богородицы в Муроме (ныне разрушенном) находится каменная гробница святых Петра и Февронии, высеченная из одного камня, с двумя гробами. В этом же соборе установлена рака с мощами Петра и Февронии. Над ракой расположена икона святых князя Петра и княгини Февронии.Образы святого благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских запечатлены на многих иконах. В Москве в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева находятся иконы Петра и Февронии Муромских, написанные в середине XVI века. В Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике находится икона Панкратия Тавроменийского Петра и Февронии Муромских из Новгородского Софийского собора.В Муромском историко-художественном музее сохранилась икона конца XVI первой трети XVII века святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских с житиями. На клеймах иконы изображены основные этапы жизни святых. Здесь же находится икона «Собор муромских чудотворцев с житием святых благоверных князя Петра и княгини Февронии», датируемая 1669 годом. На фресках Архангельского собора Московского Кремля находятся изображения князя Петра Муромского и княгини Февронии Муромской (1652 – 1666гг.). В иконостасе Софийского придела Московского Новодевичьего монастыря икона преподобной Февронии Муромской (1685 г.)Память о них жива.В «Повести о Петре и Февронии» упоминается Муромский Крестовоздвиженский монастырь, в котором святой князь Петр обрел Агриков меч, и позднее постриглась святая княгиня Феврония. Монастырь не сохранился, как и приходская Крестовоздвиженская церковь. В 1998 году в день святых Петра и Февронии на месте древнего монастыря был установлен поклонный крест. Близ Муромского Воскресенского женского монастыря находится Святой источник Петра и Февронии.В этой повести упоминается и село Ласково, родина Февронии и место исцеления князя Петра. Это село сохранилось, оно расположено вблизи Рязани на «большой Владимирской дороге». В конце ХХ века в Ласково была построена деревянная часовня, освященная в честь святой Февронии.В месяцеслове указано: 25 июня (8 июля) празднуется память о преподобномученице Февронии девы. Благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев.В «Троицком листке» (Издание Троице Сергиевской лавры) в обращении к боголюбивым братьям и сестрам сказано: «Смотрите, как поступил благоверный князь Петр. Раз соединивший союзом брака и давши Богу обет до конца жизни хранить этот союз нерасторжимым, он предпочел лучше отказаться от княжеского престола и удалиться из Мурома, чем расторгнуть брак. Так он и сделал… Будем во всех семейных невзгодах обращаться с молитвою о помощи к святым супругам Петру и Февронии, и они испросят нам своими молитвами пред Господом семейное счастие».Книга иллюстрирована многочисленными цветными фотографиями икон, храмов и фресок, посвященных святым, в нее включены священные песни (тропари), краткие песнопения, в котором изображается их жизнь святого и священные события (кондак), акафист (хвалебная песнь) и молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским чудотворцам. Приведены краткие сведения о городе Муроме, монастырях, храмах и церквях земли Муромской. К сожалению, книга вышла малым тиражом, всего 300 экз. Материалы по теме:Массовая помолвка на новый праздник