По местам нижегородского стрит-арта вместе с гидом: рассказываем, как стартовал фестиваль фритуров в столице Приволжья
История нижегородского метро, современное искусство на улицах областного центра, путешествие по водопроводной станции, литературные и театральные достопримечательности — у нижегородцев и гостей города появился шанс открыть Нижний Новгород с неожиданной стороны. В столице Поволжья стартовал фестиваль фритуров — экскурсий с необычной программой и гидами, которые помогут взглянуть на город по-новому. Это одиз из первых проектов, реализованный к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода в рамках «Команды 800». На эксукрсиях побывали и корреспонденты «Нижегородской правды».
Одним из первых фритуров стало путешествие по центру Нижнего Новгорода с критиком Анной Нистратовой — «Следы на стене. Как читать городские художества». Маршрут начался у главного входа в Нижполиграф и был посвящен модному виду искусства — стрит-арту.
По словам Анны Нистратовой, изначально рисунки и надписи на стенах — показатель неблагополучия, недовольства уличных художников какими-то явлениями. Именно поэтому до недавнего времени одной из причин развития городских художеств были знаменитые синие заборы.
- Когда ты каждый раз куда-нибудь идешь или едешь и втыкаешься в этот синий забор, то у тебя поневоле возникает желание хоть как-то его приукрасить, — заметила экскурсовод.
Первый объект маршрута находится на улице академика Блохиной, напротив центра социального обеспечения. Там на стене красовались надписи — так называемые теги. Художники развернули на стене небольшую полемику о политике. Критик отметила, что большинство людей считают такие надписи не искусством, а хулиганством.
- Это довольно редкое явление, потому что в Москве, например, практически ничего не существует и вообще политическая повестка в уличном искусстве почему-то очень слабо представлена, — заметила Анна.
На соседнем здании, ул. ак. Блохиной,5, находится работа Никиты Nomerz с фестиваля «Место». Работа относится к жанру паблик-арта. Такое уличное искусство больше понравилось нижегородцам. Все присутствующие сразу же достали телефоны для фотографий и сториз.
Напротив Нижполиграфа оказалась работа самой Анны. Художница изобразила свою семью крестьянами.
А вот пример инсталляции в городской среде. На лейке справа изображен Собор Парижской Богоматери, а слева – нижегородский шахматный дом. Автор призывает беречь архитектурное наследие нашего города, не сносить старинные дома.
В соседнем дворике находятся сразу 2 объекта стрит-арта. Первый — работа Андрея Оленева «Космос». Второй — совместное творчество Федора Махлаюка и Андрея Оленева, арт-объект называется «Рыба».
Напротив – еще один стрит-арт. Пока Анна показывала рисунок на стене и рассказывала о нем, из соседнего дома выглянули рассерженные жители, и принялись бурно выражать недовольство по поводу работ. Очевидно, уличное искусство пока по душе далеко не всем горожанам.
По адресу улица Нестерова, 35 стены старого деревянного дома украшены совместными работами Стаса Доброго и Тимофея Радя. Белый рисунок символизирует домашний уют. Текст Святого Августина поверх работы добавляет арту тепла.
А вот пример классического граффити, которое процветает по всему миру. Такой тип рисунков на стенах называется «кусок». Кусок состоит из нескольких букв, цифр. Напротив «DAY2» находится бочка с граффити медведя.
Рядом с домом 38 на улице Ульянова раньше был забор с граффити. Две недели назад его снесли.
- В Нижнем Новгороде не закрашивают. Здесь с домами сносят работы, — заметила Анна.
Дом 39 на улице Ульянова полон стрит-арт работ. На баннере красуются сразу несколько граффити, а под ним аппликация из линолеума Кирилла Кто. Художник украсил дом словами «Моя оборона».
В соседнем доме родился Павел Иванович Мельников-Печерский. Уличные авторы по-своему отметили этот дом. На стене красуется аппликация собаки, а под ней — целый диалог художников. Особенно выделяется надпись Синего Карандаша, отсылающая к знаменитому произведению Мельникова-Печерского «В лесах и на горах».
Завершилась экскурсия напротив улицы Трудовой, 4. Граффити здесь создано Владимиром Абихом на фестивале «Место». Изображение книги под названием «Легкий способ бросить стрит-арт» — шутка не для широкой аудитории. Впрочем, как отметила Анна Нистратова, именно так и работают уличные художники, рассчитывая только на понимание со стороны узкого круга своих единомышленников. Они привыкли, что стрит-арт не воспринимается как искусство, а потому авторам граффити безразлично мнение широких масс.
Арина Полтанова