Полюбить… робота
Представьте себе будущее. Вы приходите в сверхтехнологичныйинститут, отвечаете бесстрастной машине на сотни вопросов о том, каким долженбыть ваш идеальный спутник жизни, и… получаете на апробацию модель идеальногочеловека – робота, удовлетворяющего малейшим вашим запросам. Любым.Параметры счастьяИменно так захотела решить проблему своего одиночествагероиня премьерного спектакля «Любовь премиум-класса» в театре «Комедiя»,поставленного режиссёром Олегом Галицким по пьесе Марии Зелинской «ХуманитасИнжиниринг». Описанное в пьесе фантастическое будущее не так далеко, каккажется. Немного доработок, и недавно созданные японскими инженерами куклы дляодиноких будут мыслить и чувствовать, а виртуальный секс и зачатие в пробиркеуже давно не новость. Вот и героиня, отчаявшись найти идеал среди реальныхмужчин, решилась на авантюру и, собрав все свои сбережения, отправиласьсоздавать идеал. Рост, вес, цвет глаз и волос, увлечения, черты характера,оценённые по шкале от 1 до 10. Вот какой бы уровень заботы вы хотели получатьот партнёра по десятибалльной шкале? Десять? Сразу видно, что автору пьесызнаком психоанализ: детальный разбор предпочтений героини охватывает буквальновсе сферы её жизни. Только она сама не знает, чего хочет, и кодовое слово«ханурик», выбранное ею для сеанса, сразу говорит: что-то тут не так. Тем болеечто она постоянно вступает в конфликт выбора сама с собой. В итоге Леры вспектакле сразу три.Пьеса «Хуманитас Инжиниринг» вошла в десятку лучшихроссийских драматургических произведений 2016 года.Три плюс одинОдна – собственно героиня, её исполняет Екатерина Соколова.Обычная девушка, неуверенная в себе, со слегка затравленным взглядом иопущенными плечами. И в то же время готовая преобразиться в прелестную даму случащимися счастьем глазами. Эти переходы актриса играет свободно и с юмором. Итут же две её ипостаси – тёмное и светлое, романтичное и прагматичное. Нежная,ранимая, ангелоподобная, мечтающая о романтике и возвышенном (Юлия Лыкова) ирезкая, решительная и дерзкая (Светлана Тюльпанова). Актрисы очень точно, без нажимасыграли своих героинь, создав сложный, но единый образ, который идеальнообъясняет все метания и противоречия Леры.Художник-постановщик Леонид Шуляков и художник по костюмамКсения Сочнева для начала показывают их зрителю как театр теней. Романтическиевикторианские кудряшки на гордой головке и пышное платьице противопоставленыподозрительно похожему на монашеский наряд одеянию второй ипостаси героини. Ивот, советуясь и споря друг с другом, они делают свой выбор. Каждый параметрэтого выбора точно фиксируется, заставляя зрителей мысленно одобрять или неодоб-рять выбор героини. Причём прописано это настолько детально, что начинаетутомлять, и появляется одно желание – узнать, когда и чем всё это кончится. Ивот возникает он – Артур (Руслан Строголев), танцующий мачо в шляпе, с длиннымичёрными волосами.ИдеалСозданный ею же самой идеал сразу пугает Леру, она готовабежать от своего творения. Но девушка решает идти по пути трансформаций идовести дело до конца, постоянно внося коррективы в модель. Сыграть все этиизменения непросто, но Руслан Строголев своего героя улучшает прямо на глазах упублики. Спектакль идёт на малой сцене, поэтому все эти трансформации, отразвязного мачо до вдумчивого и ранимого интеллигента, происходят в несколькихметрах от зрителей. Каждый взгляд, каждый поворот головы и жест наполненысмыслом. Артур словно срывает с себя один образ за другим, подстраиваясь подпорой абсурдные требования заказчицы.В итоге получилась экзистенциальная драма со множествомфилософских рассуждений, приводящих к мысли, что счастливыми нас могут сделатьсовсем не те люди, о которых мы грезим. И что нельзя переделать то, что есть:будет только хуже. Финал спектакля неожиданный, но какой именно, раскрывать небудем. И чем окончилась эта футуристическая, а может, в свете сегодняшнихдостижений компьютерных технологий, и не такая уж футуристическая история, выузнаете сами, если посмотрите спектакль.