Посторонним вход разрешен
«Докторам хорошо, а рабочим — лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат», — писал в прошлом веке известный пролетарский поэт. Однако престиж рабочей профессии уже давно сдал свои позиции на рынке труда. Современная молодежь в абсолютном большинстве своем предпочитает станку даже не халат доктора, а офисное кресло, торговый прилавок или стойку бара. Между тем промышленные предприятия испытывают сегодня острейший кадровый голод. А учитывая то, что современное производство предполагает наличие у рабочего совершенно определенной квалификации, то становится понятно, что не обойтись без усиления роли профтехобразования в общей системе просвещения. Однако сделать это сегодня довольно непросто, поскольку проводимые в стране реформы поставили на грань выживания многие учебные заведения, некоторые профтехучилища перестали существовать. Тонкинское профессиональное училище №101 такая участь миновала. Директор этого учебного заведения Ю. В. Козлов — инициативный и предприимчивый руководитель изыскал возможности для поддержки учебно-материальной базы, для приобретения нового, современного учебного оборудования и техники. ГОУ НПО «Профессиональное училище № 101» сегодня — это учебные классы, мастерские и лаборатории, гаражи и автодром, спортивный зал и стадион, столовая и благоустроенное общежитие, учебное хозяйство и ферма с 35 головами КРС, парк из 22 единиц легковых и грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов. Училище с такой сильной учебно-материальной базой готовит кадры по специальностям: мастер по лесному хозяйству, автомеханик, сварщик (электросварочных и газосварочных работ). Небольшой коллектив из 22 педагогов и мастеров производственного обучения, работоспособный, профессионально подготовленный и творческий. В училище наряду с развитием материальной базы уделяется большое внимание совершенствованию профессионального уровня педагогического состава, особенно мастеров производственного обучения. Преподаватели периодически повышают квалификацию на курсах. Положительные результаты дает стажировка мастеров для получения ими очередного квалификационного разряда или приобретения смежной профессии. Тонкинское училище — это пример того, как при грамотном, планомерном и профессиональном подходе можно успешно готовить рабочие кадры в глубинке. И не случайно это учебное заведение популярно не только среди северных районов области, но и в соседних областях. У учащихся немало как профессиональных, так и спортивных достижений. Например, первое место на областном конкурсе водителей и шестое на всероссийском чемпионате, второе место на областном чемпионате по гиревому спорту и пятое — на российском чемпионате. Однако для этого учебного заведения, как и для всей системы профтехобразования, существует ряд проблем, которые необходимо решать на государственном уровне. По мнению директора училища Ю. В. Козлова, основная проблема профтехобразования — отсутствие государственной системы поддержки профтехучилищ и техникумов, а также отсутствие системы профориентации, которая помогала бы молодым людям сделать выбор не в пользу сиюминутных рыночных доходов, а в пользу предприятий, где требуется высокоинтеллектуальный труд и создается конечный продукт. Уделяя внимание развитию промышленности и сельского хозяйства, не стоит забывать и о кадрах. Не стоит исключать того, что когда на село придут необходимые машины, комбайны, трактора, то некому будет на них работать. Следует поддерживать в первую очередь сельское профтехобразование, уверен руководитель Тонкинского училища: — Для многих сельских подростков профтехучилище является единственным способом открыть двери в жизнь и обеспечить себе с получением профессии определенные социальные гарантии в будущем. Далеко не каждому жителю глубинки дано выдержать конкуренцию при поступлении на бесплатное обучение в вуз. А мы стараемся работать так, чтобы каждый наш учащийся смог поверить в самого себя. Вот только контингент наших учащихся сокращается год от года. Способствует этому и демографическая ситуация в области, и миграционные процессы, и политика министерства образования. Хотя сейчас и говорят, что коммунальная сфера может «съесть» любого специалиста, но попробуйте произнести в школе слово «сантехник» — шарахнутся все как черт от ладана. Облечь эту профессию в красивое название не получается, поскольку это прерогатива не учебного заведения, а министерства. Учиться на трактористов никто не хочет, учиться на слесарей, токарей, фрезеровщиков желающих немного, не видят ребята перспективы и в профессии мастера общестроительных работ, а поварами и продавцами рынок уже перенасыщен. Проблематично идет комплектование учебных групп. Откуда возьмутся ученики, если нынче девятый класс заканчивают только 100 тонкинцев, причем 63 из них планируют продолжить обучение в школе. Не факт, что сто первому удастся выполнить план набора, ведь расчет норматива делается на 25 человек, а набрать группу с таким количеством учащихся для сельского училища нереально. И здесь помогла бы гибкая политика департамента образования по наполняемости групп в подобных учебных заведениях. Однако вместо снижения норматива наполняемости групп идет процесс сокращения финансирования. Но парадокс заключается в том, что количество учеников уменьшается, а затратная часть растет. У училища зданий много, и все их надо содержать. В связи с этим возникает необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования. Суровая реальность заставляет руководителей учебных заведений стать жестче, прагматичнее, предприимчивее. В Тонкино используют все возможности, чтобы сформировать образовательному учреждению собственный капитал, на которые приобретут сварочные полуавтоматы, шиномонтажное и другое оборудование. — Сейчас многие стремятся уехать из провинции, — говорит Ю. В. Козлов, — поэтому мы должны предоставить нашей молодежи возможность обучения востребованным на сегодня на селе специальностям, используя для этого новые идеи, новые технологии.Конечно, проблему профтехучилищ не решить за год-два. Требуется системный подход, включающий в себя как значительные финансовые вливания, так и создание позитивного имиджа рабочего человека. Престижно учиться в ПУ — престижно работать и получать хорошие деньги за свой труд — престижно быть рабочим.