Потеряли страх: реформа ОМС грозит навредить как пациентам, так и страховщикам
Газета "Курс Н" №11 от 27.11.2020
Госдума в двух чтениях рассмотрела резонансные поправки в законопроект о Фонде обязательного медицинского страхования. Предлагающиеся изменения уже вызвали широкое общественное обсуждение и критику. Эксперты полагают, что после принятия закона серьёзно пострадают не только пациенты, но и региональные страховые компании, которым придётся просто уйти с рынка.
Тревожные симптомы
Первое чтение законопроекта о реформе ОМС довольно тихо прошло ещё в конце октября. Лишь у немногих депутатов вносимые поправки вызвали вопросы, но даже они не стали углубляться в суть проблемы. Тем более что лоббисты изменений заявляли об их очевидных плюсах.
– Год за годом мы отстаивали необходимость развития федеральных медицинских организаций и университетских клиник, отдавая себе отчёт в том, что они не только являются драйверами развития высокотехнологичной медицины, но и сосредоточием образования студентов медицинских вузов, подготовки врачей, проведения клинических исследований и научных изысканий, – подчеркнул на пленарном заседании председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Но затем после тщательного анализа текста законопроекта забили тревогу эксперты из медсообщества, усмотревшие в реформах настоящую катастрофу. По их мнению, в случае окончательного принятия закона первыми пострадают пациенты.
Так, например, в новом проекте закона из части 5 статьи 15 326-ФЗ «Об ОМС» было исключено положение о том, что медорганизация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании помощи. А значит, больницы просто смогут не брать некоторых пациентов.
– Если эта поправка будет принята, безусловно описываемые случаи будут, – отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. – А значит, нас ожидает всплеск судебных дел по стране. Но самое страшное, что это напрямую повлияет на процесс получения медицинской помощи населением.
Изменения вносятся и в механизм так называемого «территориального распределения пациентов»: если сейчас застрахованные нижегородцы могут обратиться в любую больницу или клинику, то после утверждения поправок для этого нужно будет обязательное направление участкового врача.
– Застрахованные граждане могут оказаться ущемлены в своих правах на выбор медучреждения, а региональные медорганизации – в получении объёмов медпомощи, так как регион теряет возможность перераспределения средств между организациями, участвующими в реализации программы госгарантий, – добавил Игорь Юргенс.
Ещё ощутимее поправки, которые депутаты считают «техническими», ударят по страховщикам.
Клинический случай
Одна из наиболее важных реформ касается распределения денег. Законопроект предусматривает уменьшение средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой организации на расходы на ведение дела по ОМС, с 1 – 2% до 0,5 – 1% суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию. На практике это означает, что львиная доля денег будет уходить в федеральные страховые компании, в то время как финансирование в регионах существенно снизится. После оттока средств неминуемо произойдёт и ликвидация компаний, прогнозируют специалисты.
Так, Игорь Юргенс сослался на зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, который на первых обсуждениях законопроекта озвучил конкретные цифры порога, когда вся отрасль
медицинского страхования станет нерентабельной для большинства фирм. По расчётам ЦБ, если расход на ведение дел уменьшится до 0,7%, все страховые компании вынуждены будут свернуть свою деятельность и уйти с рынка. А в таком случае и пациенты потеряют возможность получить варианты высококвалифицированной врачебной помощи.
– Изменения предполагают переход в сторону сметно-распределительной системы, что идёт вразрез с развивавшейся многие годы страховой моделью, – отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. – Её главным преимуществом является ответственность страховой медицинской организации за качество медицинской помощи, которую получает застрахованный, а равенство медучреждений гарантировано правом свободного выбора для пациента медицинской организации. Переход к сметно-распределительной модели финансирования федеральных медицинских организаций и подчинению их напрямую ФФОМС может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи.
И это притом, что основная масса обращений пациентов осуществляется именно в муниципальных, региональных и частных медицинских организациях. Они же, по некоторым данным, несут и основную нагрузку, связанную с противодействием распространению COVID-19.
В «Движении против рака» также считают, что из-за новых поправок вся система контроля качества медицинской помощи по ОМС по сути может быть разрушена. Пациенты будут лишены права на независимую оценку качества лечения, а само качество оказания медицинской помощи из-за отсутствия полноценного контроля будет неизменно снижаться.
Ко второму чтению законопроекта, прошедшему 18 ноября, критика достигла той точки, что некоторые поправки были изменены. Так, в текст снова внесли запрет на отказ пациентам в помощи, а расходы на ведение дела по ОМС снизили чуть менее критично – до 0,8 – 1,1%.
В таком виде новый закон заработает уже с 1 января 2021 года.