Предоставим ребенку выбор
Первые образовательные чтения по теме нравственного воспитания детей прошли в Лукояновском районе. Межрайонные чтения «Образование, ребенок, нравственность: ценности и ориентиры» подготовил в соответствии с планом реализации комплексной программы «Духовно-нравственное воспитанию детей и молодежи на 2008 — 2010 годы» районный отдел образования совместно с Южным округом Нижегородской епархии.Лукояновские педагоги непервый год используют в образовании и воспитании ребятишек православную тему. — Понимая неоднозначное отношение нашего общества к этому вопросу, мы подходим к нему осторожно, вариативно и творчески, — поясняет позицию Т. А. Сироткина, методист отдела образования администрации муниципального района. — Мы не ставим своей целью приобщить детей к церкви — это не наше право и не наша функция, мы лишьхотим дать детям разносторонние знания, без замалчивания и утаивания целого пласта русской истории и культуры. Своими наработками мы решили поделиться с коллегами из соседних районов с тем, чтобы узнать их мнение по этому непростому вопросу. На разосланные приглашения принять участие в чтениях пришло неожиданномного откликов. Более 400 педагогов, воспитателей и библиотекарейиз Большеболдинского, Бутурлинского, Гагинского, Первомайского и Починковского районов приехали в Лукоянов познакомиться с опытом соседей. Тему и тон дальнейшего обстоятельного разговора обозначил на открытии чтений протоиерей Николай Игошев, руководитель отдела образования Нижегородской епархии, и не согласиться с ним было невозможно: — Современная жизнь диктует нам необходимость дать нашим детям хорошее разностороннее образование. Но в советской, да и современной, школе вся программа и все учебники написаны односторонне, в атеистической идеологии. Величайшей православной культуры в нашей школе практически нет. Это делает и образование наших детей ущербным, односторонним. Мы должны дать нашим детям общее представление о мире и предоставить им самим сделать выбор в своем мировоззрении. Аконкретнаяработа состоялась в 11 тематических секциях,педагоги-предметники могли выбрать любую из них по своему профилю. Так, учителям литературы и истории был предложен опыт преподавания гуманитарных предметов с элементами православной культуры Л. В. Гущиной — учителя Лукояновской СОШ № 2. Преподаватели мировой художественной культуры, религии и изобразительного искусства прослушали великолепную лекцию по церковному искусству (иконописи и архитектуре) доцента кафедры русского языка и литературы Арзамасского пединститута, кандидата филологических наук Н. Е. Воробьевой, проведенную еюпрямо в стенах храма Покрова Божией Матери и на примере его старинных икон. Каноны церковного пения учителям МХК и музыки преподнесла регент храма Всех святых М. Н. Стесикова. Действительно, как можно рассказывать детям о православном искусстве, имея об их образцах лишь теоретическое представление? Горячая дискуссия между учителями биологии и географии, по определению убежденными дарвинистами, и иереем Южного округа Нижегородской епархии Николаем (Ждановым) разгорелась на секции естественного цикла по предложенной теме «Система взглядов на преподавание отдельных тем в курсе биологии и географии: ошибки эволюции». Молодые специалисты образовательных учреждений поговорили о современном взгляде на православную культуру, педагоги дополнительного образования — о ее составляющих в детском творчестве. Воспитателям дошкольных учреждений предложено целое поле устного народного творчества для работы с малышами. Даже на уроках физкультуры можно использовать элементы православной культуры в виде подвижных народных игр.Первые образовательные чтения пошли плодотворно и заинтересовано, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы гостей. Лишь пара из них: «Самые светлые впечатления от работы… этот семинар многим дал толчок к работе по патриотическому и нравственному воспитанию (МОУ «Починковский д/с № 2, Елизарова В. Д.)», «Мир огромный, разнообразный, бесконечный. Мы должны вложить в ученика не только и не столько разнообразные знания, сколько научить думать, анализировать и делать собственные выводы. Кто-то из наших воспитанников станет ученым, посвятит себя исследованию нашего мира, и тогда, может быть, возникнет такая теория, которая приблизит нас к истине» (Атингеевская СОШ).