Преподобный Серафим Саровский: история рода
Завтра в Дивееве в очередной раз будет отмечаться день памяти преподобного Серафима Саровского. 1 августа по новому стилю день рождения будущего святого — это 1754 год и день его прославления в лике святых в 1903 году.Каждому православному известно житие преподобного, немало написано воспоминаний об этом светильнике веры. Но интерес к личности этого святого столь велик, что исследования всех фактов, событий, связанных с ним, продолжаются. Недавно в Курске вышла книга «Преподобный Серафим Саровский: история рода». Ее автор Валентин Александрович Степашкин, ведущий специалист отдела культуры администрации г. Сарова.Книга знакомит читателя с новыми архивными находками исследователя. А надо отметить, что именно благодаря его исследованиям была уточнена дата рождения преподобного. Ранее назывался 1759, а в действительности — 1754‑й. Его доводы оказались обоснованными до такой степени, что празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского состоялось в 2004 году. А для Валентина Александровича началось обращение к этой теме с истории его семьи.- Я сам-то родился в Сарове, — рассказывает Валентин Александрович. — И вот начал записывать воспоминания своих родственников. А они переплетаются с историей Сарова. Никогда не думал, что займусь биографией преподобного Серафима Саровского. Всегда казалось, что о нем столько книг выпущено, столько всего сказано, что, наверное, ничего нового найти невозможно. Оказалось, все не так. Например, удалось обнаружить грамоту, по которой он был награжден наперстным крестом в честь победы над французами в войне 1812 года. Эта грамота хранится в Саранском архиве. Удалось уточнить, что он родился на пять лет раньше, чем считалось. Одно вытекало из другого. И я понял, что научно биография преподобного не изучалась. Все было основано на каких-то воспоминаниях, свидетельствах людей. Порой не всегда это был первоисточник. Очень много легенд вокруг этого имени. Да это обычно так бывает. Вокруг великого всегда вьется что-то несуществующее. Об этом же говорят и находки, связанные с событиями жизни преподобного. Сравнительно недавно была издана книга записок Николая Александровича Мотовилова, где Мотовилов утверждает, что преподобный умел читать, но не мог даже своего имени подписать. Однако в архиве города Москвы мне удалось найти один документ с подписью будущего святого. Раньше документ составлял письмоводитель, а подписывал проситель. Правда, можно было быть неграмотным, но свою подпись разучить и не писать ее, а рисовать. Можно было бы так подходить и к этой находке. Я тоже сначала сомневался. Но вот не знаю, может быть, сам преподобный помог. Мне посчастливилось обнаружить еще один документ, который тоже подписал Прохор Сидоров Машнин, это мирское имя преподобного Серафима Саровсокго. И этот автограф несколько отличен от первого. А это значит, что подпись была сделана не механически, это не рисование. Она действительно сделана рукой преподобного. Причем рукой, твердо держащей перо. У его старшего брата Алексея подпись неряшливая, а тут видна уверенная рука грамотного человека.Семья, в которой родился и рос Прохор Машнин, была купеческая, относилась к купцам третьей гильдии. После смерти отца у них верховодила мать, а сыновья были помощниками. Найден документ, где говорится, что первая лавка, и основная, у них находилась на дому. Потом мать прикупила еще лавку в торговых рядах в центре Курска, а спустя десять лет приобрела и вторую.К сожалению, в 1781 году случился пожар в центре Курска, и лавки сгорели. Кроме этой беды, ряд других обстоятельств привел к тому, что торговое дело семьи стало затухать. И они даже перешли в разряд мещан. Но это случилось уже спустя несколько лет после того, как преподобный ушел в монастырь. Открылось немало и других интересных деталей. Все они вошли в новую книгу. К сожалению, она издана пока только в Курске.