Причины возникновения и развития монополий
Монополия — термин, используемый для обозначения рыночной структуры, при которой одна компания, доминирует на рынке со своими продуктами или услугами. Самостоятельно монополия возникает исключительно в условиях крайне свободного рыночного капитализма, при котором, как правило, нет ограничений. Одна компания может планомерно расширяться, следовательно, достигнуть доминантного положения на рынке со своим продуктом или услугой.
Обычно мотивом монополистов является получение высоких прибылей в долгосрочной перспективе. Однако, в условиях совершенной конкуренции это становится редким случаем. При наличии аномально высокой прибыли множество новых игроков ищут выход на рынок, что приводит к возникновению жесткой конкуренции. А как только конкуренция появляется, рынок избавляется от сверхприбылей, которыми пользуются монополисты.
Как возникают монополии
На монопольном рынке конкуренции не существует, поскольку доминирует один продавец. Как правило, продукция компании-монополиста не имеет близких аналогов. Кроме того, существует достаточно много ограничений, связанных с выходом на рынок новых компаний — начиная от получения государственной лицензии, авторских прав/патентов, прав собственности на ресурсы и заканчивая высокими затратами на открытие бизнеса. Все эти факторы ограничивают выход новых продавцов на рынок, тем самым поощряя монополию.
В целом, монополия – это способность субъекта полностью контролировать рынок независимо от его размера.
Характеристики монопольного рынка
Основные характеристики, определяющие монопольный рынок:
- отсутствие аналогов продукции или услуг;
- ценообразование — монополисты, а не рынок устанавливают цены;
- высокие барьеры для входа новых компаний на рынок, существующие благодаря полному контролю над ним.
- ценовая дискриминация — на монопольном рынке продавцы имеют возможность изменять цены и количество своих товаров и услуг в любой момент времени;
- единственный продавец — на рынке присутствует хозяйственный субъект, идентичный всему рынку;
- максимизация прибыли — за счет повышения цен на свои товары и услуги на рынке, либо за счет расширения масштабов производства;
Источники монопольной власти
Власть индивидуума контролировать рынок порождается конкретными источниками, включающими:
- требования к капиталу;
- сетевые внешние факторы;
- контроль природных ресурсов;
- существующие правовые барьеры;
- отсутствие замещающих товаров или услуг;
- технологическое превосходство.
Негативные воздействия монополий на рынок
- Из-за отсутствия конкуренции на рынке монополисты производят менее качественные товары и услуги, часто это приводит к возникновению коррупции.
- Монополия ведет к завышению цен на продукты и услуги, а также не дает возможность использовать продукцию конкурента.
- На монопольном рынке продавцы создают искусственный дефицит, предоставляющий возможность устанавливать цены и обходить существующие законы спроса и предложения.
Акционерное Общество «Тинькофф Банк»
ОГРН 1027739642281
23060, город Москва, 1‑Й Волоколамский проезд, 10 – 1.
Реклама