Профессия Бренд-менеджер — Быстрый вход в IT!
Профессия бренд-менеджера достаточно сложна и запутана: обычному пользователю трудно понять, чем занимается данный специалист. Стоит подробнее рассказать о задачах БМ, сколько он зарабатывает, а также о том, как стать востребованным специалистом в данной сфере.
Кто такой бренд-менеджер?
Специалист по брендингу (от английского «brand») – это человек, который продвигает определенную торговую марку, занимается созданием бренда (как для малого бизнеса, так и для большого), используя для этого богатый набор маркетинговых инструментов. Главная задача БМ – это повышение интереса целевой аудитории к конкретному товару или компании, а не продажа товара любой ценой (в этом заключается главное отличие данного специалиста от маркетолога). Именно поэтому специалист всегда работает в тесной связке с маркетологами, пиарщиками, прочими представителями смежных профессий.
Раскручивать БМ может все, что угодно: торговую марку, товары (например косметику), работы какого-нибудь дизайнера, различные услуги, и прочие вещи. Для начала он анализирует рынок сбыта, чтобы понимать, что именно интересует потребителей. Ценность такой информации чрезвычайно высока для специалиста. Затем нужно изучить, анализировать спрос покупателей на конкретный продукт. После этого ему нужно систематизировать полученные сведения. Затем с полученными данными ознакамливается директор по маркетингу, который ставит задачу мерчендайзерам вместе с продажниками. Также по роду своей деятельности БМ тесно взаимодействует с PR-менеджерами.
Плюсы и минусы профессии
В профессии достаточно преимуществ, однако есть также недостатки. Но не стоит забывать, что на такого профессионала ложится большая нагрузка, поэтому далеко не каждый может стать востребованным специалистом.
Преимущества:
- Высокая заработная плата;
- Востребованность;
- Быстрый карьерный рост;
- Много корпоративных бонусов;
- Командировки в разные страны.
Недостатки:
- Высокий уровень стресса;
- Часто ненормированный график.
Стоит подробнее остановиться на последнем минусе профессии. У БМ четко нормированный рабочий день, однако если горит какой-либо проект или наступает период отчетов, то приходится работать сверхурочно. У хорошего сотрудника достаточно много проектов, поэтому он часто вынужден перерабатывать. Профессия в первую очередь подойдет креативным людям с нестандартным мышлением.
Обязанности и функции бренд-менеджера
БМ имеет ряд обязанностей, которые он должен выполнять в полном объеме в максимально сжатые сроки. Все они основаны на профессиональных навыках, умениях специалиста по продвижению бренда.
- Проводить анализ рынка, прогнозировать объемы продаж;
- Формировать платформы, пирамиды;
- Разрабатывать, реализовывать коммуникационную стратегию;
- Выполнять анализ конкурентов;
- Продумывать ценовое позиционирование (выполнять ценообразование);
- Планирование маркетинговых активаций, расчёт бюджета;
- Проводить исследование ЦА с помощью Customer Journey Map, Customer development;
- Осуществлять планирование скидок;
- Делать анализ эффективности продвижения;
- Проводить SWOT-анализ, целеполагание;
- Осуществлять мониторинг репутации компании;
- Следить за новинками в сфере маркетинга;
- Тесно взаимодействовать с руководителем отдела продаж;
- Заниматься ребрендингом в случае необходимости;
- Запускать новые продукты.
Также он должен вникать в тонкости KPI, а продуктовый бренд менеджер (product brands manager) должен уметь разрабатывать нужные инструкции для мерчендайзинга, чтобы повысить частоту упоминаний компании в СМИ, прорабатывать перспективы того или иного продукта (хоть это может быть не прописано в должностной инструкции). Планировать воронку продаж не нужно – этим занимается маркетолог.
БМ должен сделать все для популяризации, узнаваемости торговой марки: разработать концепцию, продумать возможное укрепление позиций на рынке (поднятие престижа), продумать основные задачи рекламной кампании, осуществить просчет возможных убытков, поставить задачи для отдела продаж. Непосредственный контакт с поставщиками или производителями не требуется. Однако нужно постоянно проводить мониторинг потребительских запросов. При устройстве на работу желательно иметь идеальное резюме.
Неотъемлемой частью работы БМ являются встречи с партнерами по бизнесу, на которых легко можно провести аудит бренда, обсудить дальнейшую стратегию развития. Многие компании не имеют штатного специалиста такого плана, поэтому обращаются в брендинговое агентство. То есть, профессионал может найти достойную работу даже там. В некоторых случаях наиболее заметный БМ может стать дольщиком акционером агентства.
Необходимые качества
Для достижения успеха в этой профессии (просто для нормальной работы) специалист должен обладать определенными качествами. В первую очередь должны присутствовать креативное мышление, ответственность, умение отслеживать тренды, стратегический склад ума, хорошие организаторские способности, коммуникабельность, внимательность, стрессоустойчивость, инициативность, хорошая память, способность слушать, слышать клиента, уверенность в себе, трудолюбие. Это все в довесок к профессиональным знаниям, умениям.
Нужные знания, умения
Хороший специалист должен знать, а также уметь все, что касается продвижения или маркетинга. Если чего-то будет не хватать, то он просто не сможет выполнять свои обязанности, не сможет найти хорошую работу.
- Требуемые профессиональные навыки БМ выглядят так:
- Знать ПК на уровне опытного пользователя;
- Иметь экономические навыки, грамотность в вопросах финансового планирования;
- Уметь работать в коллективе, координировать деятельность коллег;
- Понимать основных особенностей кампании по рекламе, методах продвижения;
- Работать в режиме многозадачности;
- Уметь проводить маркетинговые мероприятия;
- Делать все возможное для поддержания имиджа;
- Понимать значение терминов Social Strategy, Positioning;
- Уметь безошибочно составлять отчетность;
- Требуются продвинутые навыки общения с клиентами;
- Быть знакомым с понятием стартапов;
- Находить подход к разным людям, иметь продвинутые навыки коммуникации;
- Должно присутствовать понимание основных принципов продаж;
- Уметь взаимодействовать с различными маркетинговыми сервисами;
- Иметь навыки в области PR-менеджмента.
Если специалист планирует работать в международных компаниях (например, Procter and Gamble), то также не обойтись без знания английского языка. Также нужно владеть уже готовым портфелем брендов, которые соискателю удалось успешно раскрутить, так как примеры работы при трудоустройстве в серьезные компании необходимы. Причем простого разговорного английского тоже недостаточно: требуется обучение, включающее в себя экономические термины, а также прочие лексические единицы, активно используемые зарубежными маркетологами.
Работодатели также могут выставить дополнительные требования к соискателю (все зависит от специфики компании). К примеру, можно получить задание на проведение презентаций продукции, отработке каналов продаж, просьбу создать полный образ, развить торговую марку при помощи контекстной рекламы. Это вне компетенции БМ, но профессионалы своего дела умеют даже это. А аналитика, корректировки курса развития вовсе почти прямые обязанности БМ.
Обучение на бренд-менеджера
Для получения данной профессии можно воспользоваться курсами, которые предлагают различные порталы, рассчитанные на профессиональное образование. Но в большинстве случаев рекомендуется пройти углубленную программу от какого-либо вуза, так как именно там даются наиболее полные знания, необходимые в будущей работе.
Курсы
Мы отобрали наиболее интересные, качественные варианты из предложений от разных обучающих порталов.
- «Бренд-менеджер» в Skillbox
- «Бренд-менеджмент: от сути бизнеса до эмоций клиента» в Netology
- «Бренд-менеджмент» в Laba
- «Бренд — менеджер. Менеджер по продукту» от Русской Школы Управления
- «Курс Бренд-Маркетинг. Профессия Бренд-Менеджер» в D’SKUL
С полным списком предложений по онлайн обучению «Бренд-менеджера» от ведущих площадок вы можете ознакомится на сайте
Вузы
Лучше всего для обучения данной профессии выбирать высшие учебные заведения, поскольку именно там абитуриенту преподается максимально полная программа, рассказывающая подробно обо всех особенностях данной профессии. Вот список вузов, которые предлагают обучение профессии:
- Юридический факультет Северо-Кавказского филиала РГУП (Управление недвижимостью);
- Институт математики, информационных систем и цифровой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова (Экономика. Экономика и управление человеческим капиталом);
- Колледж Домодедовского филиала Российского нового университета (Экономика и бухгалтерский учет по отраслям);
- Центр развития программ дополнительного и онлайн-образования ДВФУ (Менеджмент).
Срок обучения в перечисленных высших учебных заведениях варьируется от 4 до 5 лет в зависимости от выбранной формы обучения (очно или заочно). В некоторых вузах даже есть бюджетные места, но в основном обучение платное. Для овладения данной специальностью нужно долго, упорно трудиться, трезво оценивать свои возможности, делать все возможное для реализации в профессии.
Оплата труда (данные с HH.ru)
В среднем, зарплата бренд-менеджера по России находится в пределах от 35600 до 90000 рублей. Конкретные цифры зависят от опыта работы специалиста, его профессиональных навыков, а также количества успешных кейсов. В Москве нижняя планка зарплат БМ стартует с 60000 рублей, а крутой специалист может получать 200000 рублей в месяц. Оплата труда специалиста также зависит от политики конкретной компании.
Примеры компаний с вакансиями бренд-менеджера
Заключение
Данная ппрофессия достаточно востребованная и высокооплачиваемая, но требует от потенциального профессионала определенное количество специфических навыков, умений. Если вы обладаете нужными качествами, то вполне можете попробовать себя в этой роли.
Материал создан по материалам сайта GEEKHACKER.RU — Лучшие онлайн курсы.