Прогулка по метро: рассказываем, как прошла экскурсия по нижегородской подземке
В Нижнем Новгороде продолжается фестиваль фритуров — необычных экскурсий с неординарными гидами, которые позволяют открыть город с неожиданной стороны. Одной из самых популярных стала экскурсия по метро, рассказывающая историю и тайны нижегородской подземки. Среди участников этой экскурсии оказался и наш корреспондент.
Наш гид — Дмитрий Егоров, инженер-строитель, реставратор, архитектор и путешественник. Экскурсия стартует с одной из самых новых станций нижегородского метро «Горьковская». Станция, примечательная во всех отношениях. Только здесь и на станции «Парк культуры» есть лифты для передвижения маломобильных граждан. На «Горьковской» такой лифт замаскирован мозаикой.
Самым впечатляющим элементом декора является мозаика, изображающая Максима Горького.
Стены станции тоже украшены изображениями различных городских достопримечательностей. Но мало кто знает, что во время работ дизайнеры замаскировали на стенах свои фамилии. Из группы лишь пара человек нашли эти маленькие буковки среди рисунков.
Кроме того, именно на этой станции располагается пункт приема забытых вещей.
Следующая остановка — станция «Московская». Дизайн здесь тоже символичен.
- Белая часть стен символизирует Москву белокаменную, а красная – башни Кремля, — рассказывает Дмитрий.
Пока спускаемся по лестнице, любуемся роскошными видами мозаики на Московской! Их целых четыре: Москва военных лет, Москва Праздничная, Москва Советская и Москва трудовая. Каждая выполнена в флорентийском стиле: камни различных пород, в зависимости от цвета, плотно прилегают друг к другу, создавая единое гладкое изображение.
Станция метро «Московская» также интересна с технической точки зрения. Только здесь у поезда, тормозящего на центральных путях, можно разглядеть своеобразную лапку над колесом – токовый приемник, от которого питается энергией состав.
Дизайн следующей станции — «Чкаловской» — тоже продуман до мелочей. Белый и голубой символизируют небосвод. А линия белых светодиодов по центру – след реактивного самолета!
Станция Чкаловская сводчатого типа (то есть без колонн), чтобы пространство казалось шире и просторнее, — поясняет Дмитрий Егоров. — Над лестницей вы можете увидеть рельефы из алюминия: один изображает планету и самолет, символизируя грандиозный перелет Валерия Павловича из СССР в Северную Америку; второй – два самолета разных эпох, что означает переход к новой, современной технике.
В кассовом вестибюле также располагается бюст легендарному лётчику.
Дизайн станции «Ленинская» создатели описали тремя словами — могучий прибой революции. Стены станции изогнуты так, будто две волны вот-вот накроют друг друга.
Тема волн предполагаемо стало основной и на станции «Заречной». Однако оказывается, нужно обращать особое внимание на эти стены, когда едешь в поезде! По задумке дизайнеров при движении поезда создаётся эффект восходящей или нисходящей волны.
Кассовый вестибюль украшает панно из керамики, изображающее юношу, девушку и слияние рек Оки и Волги. Панно второго вестибюля изображает город Китеж, по легенде ушедший под воду, но не сдавшийся врагу.
Изюминка оформления станции «Двигатель Революции» — необычные колонны, расширяющиеся снизу-вверх. Здесь тоже есть мозаика, в римском стиле, называется Звезда и Знамя.
Станция «Пролетарская» особенно интересна своим освещением. Светильники установлены таким образом, чтобы лишь рассеянный свет с потолка падал вниз. Здесь над лестницей есть рельеф, изображающий Серп и Молот.
К станции «Автозаводской» изначально было приковано особое внимание. Она строилась рядом с главным городским предприятием — ГАЗом — поэтому украсили ее с особой помпезностью: и мозаикой, и мрамором. Кстати, станция долго время называлась «Северная». А мозаика изначально была предназначена для станции «Комсомольской».
На самой «Комсомольской» обращает на себя внимание необычный шрифт — точно такой же используется для названия газеты «Комсомольская правда». Над лестницей располагается мозаика «Революционер и солдаты». А в первом кассовом вестибюле находится… капсула – послание будущим комсомольцам! Там же располагается музей метро.
Последняя точка нашего маршрута — станция «Парк Культуры». Оказывается, дизайнер здесь планировал сделать светлый потолок, как белый небосвод, и желтый свет, словно солнечный. Однако сейчас некоторые светильники – белые, что нарушило концепцию художника.
Мозаика станции напоминает об озере, которое здесь когда-то располагалось.
- Нижегородский метрополитен занимает третье место в России по количеству станций, уступая лишь Москве и Петербургу, — поведал в завершении Дмитрий Егоров.
Расходились участники фритура под впечатлением.
- Сколько лет на метро ездила, а сегодня как будто первый раз в нем побывала — столько всего нового, — поделилась нижегородка лет тридцати пяти.
И спорить с ней никто не стал.
Алёна Морёнова