Прошли «Красной нитью»: нижегородцев научили сшивать воспоминания
Газета "Нижегородская правда" №19 от 05.04.23
Подписка на газетуВечер среды 29 марта проходил в уютной компании в стенах «Арсенала». Мы собрались на мастер-класс художницы Юлии Абзалтдиновой, открывший серию событий параллельной программы к выставке «До и после» в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина («Арсенал»).
Эта выставка посвящена проектам, созданным художниками в арт-резиденции «Выкса» в разные годы. А Юлия Абзалтдинова прямо сейчас работает в этой арт-резиденции и создаёт проект совместно с незрячими и слабовидящими людьми. Мастер-класс стал продолжением проекта художницы «Красная нить».
Объектами художественного исследования стали неудавшиеся или ставшие ненужными фотографии, а также связанные с ними истории. После безжалостной расправы снимки нужно было восстановить, сшивая разорванные куски красной нитью.
Во время вступительной части Юлия старалась настроить группу на совместную работу. Она показывала на экране примеры работ, созданных в рамках проекта «Красная нить». Это были разорванные и вновь сшитые красными нитками снимки. Разговору о каждой фотографии предшествовал подробный комментарий: куратор инклюзивных программ «Арсенала» Дарья Жаворонкова подробно описывала размер изображения, расположение персонажей, предметов, позы людей и цвета. Человека без нарушений зрения может удивить детальное описание работы, которую он может рассмотреть без усилий. Однако для незрячих или слабовидящих, которые участвовали в мастер-классе, оно необходимо и помогает восполнить недоступную визуальную информацию. Такое описание называется тифлокомментарий (тифлокомментирование – лаконичное описание предмета, пространства или действия).
Проект Юлии Абзалтдиновой заявлен как инклюзивный. Слабовидящие и незрячие, которые принимали участие в мастер-классе, это давние друзья музея из Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Специалисты этого центра сами являются инвалидами по зрению. Это очень увлечённые своим делом люди, которым интересны новые практики, помогающие расширить представления об искусстве.
Но были и новички. Например, молодой человек Анатолий пару недель назад побывал на экскурсии по выставке «Названо Вазари. Возрождение» и после захотел вернуться в «Арсенал» с другом. Оказалось, ранее он увлекался вязанием, поэтому шитьё у него трудности не вызвало, несмотря на проблемы со зрением.
Участники должны были принести свою фотографию, от которой им хотелось бы избавиться. Для тех, у кого таких снимков не оказалось, художница подготовила фото из своего архива.
Перед тем как разорвать или разрезать снимки, участники описывали свои фотографии и делились причинами, из-за которых они бы хотели от этих фото избавиться. Оказалось, такой причиной могло стать как воспоминание о личной, сложной истории, так и просто техническое несовершенство снимка.
Самой интересной частью мастер-класса стало само сшивание фотографий. С точки зрения творчества и психологического восприятия это совершенно новый опыт, новые ощущение – сшивать разорванный снимок. Это как возведение нового мира над старым.
Участники пробовали освоить авторский шов художницы, делились историями и обсуждали воссозданные снимки за чаем. Гости из «Камераты» рассказали, что такие события как минимум расширяют кругозор, ведь даже образованному и интересующемуся искусством незрячему человеку не так уж часто выпадает возможность встретиться с современным художником и узнать о его творческой стратегии из первых уст.
Материал подготовлен участницей Медиашколы волонтёров «Арсенала» Ольгой Паненковой, под редакцией Полины Спорышевой