Разработку экранопланов начали в Нижегородской области
Разработкой экраноплана занимается ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева. Об этом сообщил первый заместитель губернатора Нижегородской области Евгений Люлин.
По словам Евгения Люлина, первый в мире экраноплан разработали в Горьком представители нижегородской конструкторской школы Ростислава Алексеева в 80‑х годах прошлого века.
«Разработка нижегородских конструкторов несколько десятилетий назад поразила весь мир. За рубежом экраноплан даже окрестили «Каспийским монстром» за его уникальные свойства и фантастическую скорость на воде. В прошлом веке были построены несколько таких судов: три десантных экраноплана «Орленок» и один ракетный экраноплан «Лунь», — отметил первый заместитель губернатора.
«К сожалению, в конце прошлого века проект забросили из-за недостатка финансирования. Мы чуть было не потеряли навсегда уникальные, перспективные технологии. Сейчас есть все шансы исправить историческую несправедливость и возродить производство легендарных экранопланов. Нижний Новгород вновь сможет подтвердить звание центра инновационных технологий», — подчеркнул Евгений Люлин.
Экраноплан будет передвигаться на высоте примерно 3 метров, используя экранный эффект, со скоростью до почти 500 км в час.
Как отметил первый заместитель губернатора, в настоящее время разрабатывается несколько моделей экранопланов.
«Во-первых, идут разработки современных экранопланов для пассажирских перевозок и нужд МЧС, — сообщил Евгений Люлин. — Морской экраноплан нового поколения А‑050 (или «Чайка 2») сможет выходить на необорудованный берег, перевозить до 100 человек, лететь над водой на огромной скорости, а при необходимости — подниматься в воздух на высоту до 3000 метров, преодолевая препятствия».
«Речной пассажирский экраноплан А‑020 (или «Ракета‑3») предназначен для круглогодичной скоростной перевозки 40 пассажиров. Проект очень востребован в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта очень небольшой из-за суровых погодных условий», — добавил первый заместитель губернатора.
Как напомнил Евгений Люлин, ранее ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы» разработало и построило инновационное судно на подводных крыльях «Валдай 45Р», благодаря чему удалось возродить речные пассажирские перевозки в Нижегородской области. Кроме того, в 2019 году в рамках этой программы на предприятии начали строительство головного речного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03580 «Метеор 120Р».
«Новые инновационные проекты в сфере судостроения позволят нашим предприятиям получить дополнительные заказы, что сейчас особенно важно для восстановления региональной экономики. В частности, возрождение строительства экранопланов – вопрос не только престижа Нижегородской области, но и загрузки ряда наших предприятий», — заявил первый заместитель губернатора.