Редкий жанр
Такого количества современной скульптуры Нижний Новгород еще не видел. Выставка «Своевременное искусство. Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои» стала своеобразным предновогодним подарком всем любителям искусства.Бронзовые тонныПо словам директора Выставочного комплекса Гели Деулиной, «скульптура — редкий жанр для Нижнего Новгорода, а творения такого уровня привезти в город сложно даже чисто по весовым параметрам». Действительно, это килограммы и тонны бронзы.На открытие выставки к нам приехал не только сам знаменитый скульптор, но и его друзья, работы которых тоже составили экспозицию. Со многими из них Баранов знаком со студенческой скамьи.— Столько академиков, народных и заслуженных художников России на кубический сантиметр Нижний Новгород никогда не видел! — шутили они.Разноцветье из античностиВыставка занимает сразу несколько залов, причем каждый из них посвящен определенной теме. В одном собраны скульптурные изображения членов семьи Баранова, созданные им, его дочерью и друзьями.Некоторые из скульптур раскрашены в яркие цвета, как когда-то — античные статуи, потерявшие за века свою окраску и дошедшие до нас в белоснежном виде. Сам Леонид Баранов на удивленные взгляды посетителей ответил:— Вопрос не в том, что вдруг появилась цветная скульптура, а в том, что однажды она исчезла.Есть на выставке и работа, над которой он трудился 20 лет, — «Воскресение». На ней Христос изображен в сиянии бронзовых лучей.Леонид Баранов вошел в историю отечественного искусства, создавая образы деятелей русской истории и культуры. Самые яркие из них и составили экспозицию. Часть из них превратилась в памятники: Петру I в. Роттердаме, Достоевскому в Баден-Бадене; скульптурная группа «Московские архитекторы XVIII века Василий Баженов и Матвей Казаков» — часть дворцово-паркового ансамбля «Царицыно», а «Петр I и Николай Бидлоо» — украшение военного госпиталя имени Бурденко.Мини-ЦеретелиКто бы что ни говорил, современную скульптуру нельзя представить без творений Зураба Церетели. Есть его работа и тут, но далеко не все посетители, привыкшие к его огромным фигурам, обратят внимание на маленькую скульптурку «Грузинской девушки», затерявшуюся среди скульптур царей, цариц и великих писателей. А их и правда предостаточно, от Великой императрицы в образе Афины Паллады и Петра Великого до Николая Первого, противопоставленного скульптурной группе — семейной паре Пушкиных, словно решающей какой-то вопрос перед балом.Два совершенно различных Гоголя ведут неслышную беседу, доказывая что-то друг другу. Бюст Ломоносова «шепчет» приоткрытыми губами. А Достоевский слегка сгорбился на фоне картины, посвященной ему же. Необычный Александр I в. тунике, в образе Цезаря, на фоне картины с Цезарем, узнаваем только по знаменитым бачкам. А Зигмунд Фрейд так и вовсе больше всего напоминает иллюзиониста Дэвида Копперфильда, парящего над ящиком.Картина в картинеКартина Ивана Николаева «Тетя Катя», наверное, самая трогательная из всех на выставке. Особенно если знать ее историю. Старушка с пронзительными карими глазами, закутанная в синюю шаль, задумалась за чашкой кофе на фоне портрета обнаженной юной красавицы. Это дочь знаменитой Зинаиды Серебряковой в старости и молодости. На одной картине два портрета, в которых отразилась вся жизнь. Дочь художницы умерла этим летом в Париже на 102‑м году жизни.Сплетенье в узелЗадерживаются зрители и у скульптуры «Узел» Александра Бурганова. Почему-то сразу вспоминается пастернаковское: «Сплетенья рук, сплетенья ног, судьбы сплетенья». Ноги, сплетенные в морской узел. Только ноги. Почему и зачем? Каждый посетитель решит для себя сам. Быть может, это знак выставки, творческий узел, неразрывные «судьбы сплетенья» из 137 работ 38 художников — друзей и близких Леонида Баранова, художников и скульпторов, не мыслящих себя без дружбы и творчества.Из досьеЛеонид Баранов родился в Москве в 1943 году. В 1968‑м окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова. С 1969 года — член Союза художников СССР. С 1966 года — участник многих российских и зарубежных выставок.