Жительница села Георгиевское Сокольского округа Елена Бердникова к профессии повара не имеет никакого отношения. Она работает риелтором. И если бы ещё совсем недавно сказали, что в её жизни появится новое увлечение и дом наполнится удивительным запахом свежеиспечённых буханок, караваев, багетов, плюшек, не поверила бы. А теперь она не только делает хлеб сама, но и учит этому других.
Секрет закваски
Всё началось с того, что Елена заметила: муж начал внимательнее присматриваться к хлебу в магазине, подолгу выбирать, читать состав. Да и ей самой не всё нравилось: бывало, у хлеба на второй день менялись вкус, запах, даже плесень появлялась.
– Я стала изучать вопрос: можно ли испечь хлеб без дрожжей? – рассказывает Елена Бердникова. – И открыла для себя столько нового!
Закваска, опара – ранее малопонятные слова уже не пугали, наоборот, увлекли. Елена узнала о мастере хлебопечения из Лыскова Наталье Солдатовой, стала учиться у неё. И теперь, по прошествии года, сама уже стала в этом деле специалистом. Хотя говорит сразу: испечь хлеб на закваске непросто.
– Закваску надо вывести, выкормить. Она как малый ребёнок, – с улыбкой говорит Елена.
Нужно и воду «правильную» взять, желательно родниковую, и с мукой не промахнуться.
– В банку или стакан наливаем 20 граммов воды и делаем замес до консистенции густой сметаны, – рассказывает наша собеседница. – Накрываем пакетиком, оставляем. Начинается брожение, появляются полезные для организма кисломолочные бактерии. Через 12 часов берём чайную ложку нашей будущей закваски (а то, что останется, можно использовать для полива цветов, мытья головы), помещаем в чистый стакан, добавляем муки и воды, оставляем ещё на 12 часов. И так – семь дней. Причём закваска не любит сквозняков, вибрации.
Закваски бывают разные: ржаная, пшеничная, с красивым названием «левито мадре» – одним словом, чистое творчество.
– Главное – выводить их с хорошим настроением, с душой к делу отнестись, – советует Елена. – Не получилось сразу – ничего страшного.
От бабушки по наследству
На готовой закваске ставится опара, затем долго и тщательно вымешивается тесто. Елена кладёт в него столовую ложку мёда. Объясняет: это пища для закваски, к моменту выпечки мёда в тесте уже не будет – закваска его поглотит. Если же добавить вместо мёда сахар, то он останется в хлебе. В общем, целая наука!
Приспособиться к духовке, вовремя и в достаточном количестве дать пара (наша героиня использует пульверизатор, но можно и ёмкость с водой поставить, чтобы покипела), в нужный момент накрыть форму с хлебом фольгой, иначе может подгореть, – с какими-то трудностями поначалу придётся столкнуться.
– Это не должно пугать, – уверяет Елена. – Я пеку каждый день по буханке, и это уже не доставляет хлопот. Муж и дети довольны. Хлеб получается вкусным, полезным, от него не испытываешь тяжести, дискомфорта, и ощущение сытости долго не проходит.
Хлеб на продажу Елена не печёт, только для семьи. Говорит, что не хочет превращать полюбившееся занятие в бизнес. Если же кто-то просит научить печь, с радостью откликается.
– Часто приходится слышать: «Ой, это так долго! У меня работа, дети», – рассказывает наша героиня. – Отвечаю: «И у меня тоже и работа, и дети, и садик, и школа, и домашние дела». Но если захотеть, время найдётся.
Интересно, что, когда Елена стала осваивать новое занятие, услышала от своей мамы: «Смотрю, как ты тесто замешиваешь, и маму вспоминаю». Бабушку Анну Елена не застала. Но интересная подробность: она работала в пекарне, мастерски пекла хлеб на закваске. Вот так неожиданно, через поколение, природа, видимо, дала о себе знать.