«Робофест-НН»: как дети приручают искусственный интеллект

Когда видишь, как восьмилетний мальчик с надписью на футболке «главный инженер» отправляет на старт собственноручно собранного робота, понимаешь: будущее наступило. И ты, конечно, отдаешь себе отчет, что «главный инженер» — это немножечко игра, что собирал он робота под руководством педагогов… Только вот, если бы те же педагоги руководили тобой, ты бы ничего, кроме вздохов сочувствия, не собрал. А он в восемь лет – собрал. И сейчас еще выиграет.

 

В Нижегородской области в пятый раз прошел региональный робототехнический фестиваль «Робофест-НН». Организаторы фестиваля – «Группа ГАЗ» и фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», Поволжский центр аэрокосмического образования и министерство образования Нижегородской области.

Состав участников: более 600 школьников и студентов. Самому младшему – 6 лет, самому старшему – 22 года. Лучшие отправятся в Москву на всероссийский «Робофест». Лучшие из лучших – в Европу. В прошлом году таких команд было сразу две (в смысле – тех, кто поехал в Европу), как сложится в этом – покажет время.

Первый раз нижегородцы поехали на московский «Робофест» почти десять лет назад: никаких отборочных соревнований тогда не проводилось: робототехникой среди школьников занимались «полтора землекопа», кто хотел – тот и рванул в столицу.

Сегодня даже на отборочный региональный этап нужно было отбирать участников.

— Вообще-то робототехникой у нас занимается вся школа, — ребята в ярко-красных футболках с надписью «Новинки» улыбаются широко и радостно.

— Поэтому вы не удивляйтесь, что в нашей команде девочке больше, чем мальчиков, — уточняет Ира Хохлова, – могло бы быть и по-другому.

— А почему вам-то, девчонкам интересно с роботами возиться? – спрашиваю ее.

Ира пока не может сформулировать тезис о моем гендерном шовинизме поэтому отвечает без обид:

— А потому что это интересно же! У нас одна выпускница после того, как занималась робототехникой, поступила в университет в Санкт-Петербурге. Прямо почти без экзаменов. Мы теперь тоже все так хотим.

Новинская школа – тема отдельной статьи. Учебное заведение, у которого даже номера нет (если в поселке всего одна школа, зачем ей номер?) бьет все рекорды по качеству образования. Сейчас на учебу в новинки готовы возить своих детей даже мамы и папы, живущие в Нижнем. И в этой прогрессивной школе робототехникой занимаются все.

— Задача нашего робота – заполнять глифами криптобоксы, — спокойно, как о само собой разумеющемся говорит Егор Ильичев.

Его коллега по команде Егор Хохлов, видя по моим глазам, что нить понимания оборвалась на глаголе «заполнять», поясняет:

— Глифы – это специальные кубики, которые робот по особой схеме должен раскладывать в криптобоксы – шкафчики с ячейками. Это достаточно сложное задание для нашего направления, но с простыми были бы неинтересно.

Команда двух Егоров называется «1932» и им даже в голову не приходит расшифровывать это название.

1932 – год рождения Горьковского автозавода, разве кто-то может это не знать?

Потому что в мире школьной и молодежной российской робототехники «Группа ГАЗ» — один из отцов-основателей. Ее знают все.

И это вообще очень показательный феномен.

Система школьного образования – как огромный тихоокеанский лайнер. Надежный, но совершенно неповоротливый. А современные технологии — как юркий катерок: постоянно в движении. И школа, конечно, не успевает. И самые нужные для жизни знания дети получают за ее пределами. И, понятно, настоящие фанаты-технари освоили бы робототехнику и так – по учебникам и интернету.

Но начались «Робофесты» — и сформировали в стране моду на роботов. Родители сказали: «Хотим!» И появились робототехнические кружки. А в школах – робототехнические секции.

— Все-таки жалко, что робототехника до сих пор не входит в обязательное школьное образование, — подкидываю информационный «мячик» главному судье соревнований Олегу Голубеву.

— Ничуть не жалко, — парирует он. – Сейчас еще недостаточно учителей, которые могли бы профессионально обучать робототехнике. И не всем она нужна. Если человек гуманитарий, зачем ему это? Робототехника нужна в кружках – вот там мы с ребятами занимаемся серьезно и глубоко. И нам всем это интересно.

Главный судья молод настолько, что его самого можно принять за участника. Это никого не удивляет: в робототехнике вообще очень много молодых умных мужчин. Одна из мам на правах конфиденциальности призналась, что привела своего сына в робототехнику именно потому, что кружок вел образованный и харизматичный двадцатисемилетний преподаватель. Потому что она воспитывает ребенка одна, и ему нужен пример мужского поведения.

— Это нормально, что среди нас много молодежи, — улыбается Олег Голубев, — потому что мы – на самом краю прогресса. Чего-то более современного, чем искусственный интеллект, сложно себе представить. Когда мой девятилетний ученик спрашивает: «А вот я собрал робота – как он может работать в обычной жизни?» я отвечаю: «Дружище, смотри! Вот машина. Твой робот ездит сам, без помощи человека. И машина тоже скоро будет ездить сама, без помощи человека. Она ничем принципиально не отличается от твоего робота – только размерами побольше и датчиков побольше. Это разве не круто?»

— Слушайте, Олег, а вам не кажется, что искусственный интеллект сам по себе скоро станет круче естественного? – подбрасываю второй информационный мячик и резко получаю этим же самым мячом под дых:

— Не кажется. Он уже стал. Ваш сотовый оператор уже знает о вас столько, что с вероятностью 90% может спрогнозировать, что вы будете делать сегодня вечером.

— Ммм. А если я сейчас поменяю планы?

— Он все равно догадается. Ваш телефон сообщает о вас очень многое.

— Но вы как-то без особой печали об этом говорите.

— Я не вижу здесь особых проблем. Есть новая реальность. Нужно ее понять и перейти из режима «пользователь» в режим «управляющий». Этому и учит робототехника.

— Зачем вашей компании этот огромный долгоиграющий социальный проект? – интересуюсь у Елены Марштупы, директора по стратегическому развитию персонала и корпоративной культуры «Группы ГАЗ».

— Только одна цифра, — отвечает она. – Уже более 80 выпускников программы «Робототехника» работает на предприятиях «Группы ГАЗ». Они стали лучшими молодыми технологами и конструкторами. Фактически они – будущая инженерная элита России. Посмотрите, фестиваль организован таким образом, что и шестилетние дети, и двадцатилетние студенты могут стать его победителями. Все соревнуются в направлениях, которые им доступны. Освоив одну ступень, переходишь на следующую, и так далее. Студенты готовят полноценные инженерные проекты, созданные для нужд реальных производств. Мы не даем им «абстрактные знания». Мы учим их тому, что действительно важно «здесь и сейчас».

— Если честно, я поражен тому, насколько глубоко дети владеют робототехникой, — Сергей Ефимов, буквально два дня назад начавший работу в должности и.о. министра информационных технологий и СМИ Нижегородской области, специально приехал на «Робофест», чтобы свои глазами увидеть фестиваль. – Не многие взрослые могут похвастаться такими знаниями, какие есть у детей. Надеюсь, все эти ребята, представляющие сегодня свои работы, станут высококвалифицированными специалистами и продолжат работать на предприятиях региона.