Рыцарь эволюции
Послание президента парламенту с обильным цитированием философа Бердяева показывает: здоровый консерватизм сегодня востребован, как никогда. В этой связи уместно вспомнить о предшественнике Бердяева, знаменитом мыслителе и публицисте Михаиле Каткове.
Властитель дум
Воистину он был властителем дум, которого уважали и боялись министры, ценили монархи, любили патриоты России и ненавидели ее недруги.
Катков задавал вектор государственной политике, упреждал роковые ошибки власти, говорил об опасных заблуждениях «передового общества».
Сын мелкого чиновника, он с детства познал нужду, но смог получить хорошее образование, окончил Императорский московский университет.
Судьба Каткова, как и других выходцев из народных низов, выбившихся в люди благодаря способностям, – наглядное подтверждение надклассовости российского самодержавия. Ну а социального неравенства хватало и хватает всюду и всегда.
В молодости он увлекся Гегелем, сблизился с Белинским и Герценом. В катковском журнале «Русский вестник» в 1850‑е годы уживались западники и славянофилы. Поначалу он и сам сочетал идеи демократии и национальной самобытности.
«Истинный консерватизм не враг прогресса, реформ, –писал он, – напротив, он сам вызывает их в интересах своего дела».
В «Царстве польском»
Вскоре жизнь заставила распрощаться с либеральными иллюзиями. Рубежом в его гражданском развитии можно считать польское восстание. Польша вто время была частью Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В российском «Царстве Польском» в 1863 году вспыхнул вооруженный мятеж. Он носил шляхетский, помещичий характер и начался повсеместными атаками на русские воинские гарнизоны. Солдат убивали в постелях, жгли заживо в домах.
Лондону и Парижу не было никакого дела до поляков. Но как упустить удобный предлог, чтобы вновь ополчиться на Россию! Подняли крик и доморощенные западники. Герцен выбросил лозунг: «За вашу и нашу свободу!»
Русская либеральная печать кликушествовала. По выражению современного исследователя Егора Холмогорова, «Польша превратилась в настоящую «Чечню» России XIX века».
Правительству пришлось нелегко. И тут на выручку пришел Михаил Катков, недавно возглавивший «Московские ведомости». Либералы превозносили мятежников, травили генерал-губернатора Северо-Западного края Михаила Муравьева, наводившего порядок, лепили ему одиозные ярлыки вроде «вешателя».
Катковские «Ведомости» в долгу не остались. Они рассказали читателям правду о зверствах мятежников, о вешателях-жандармах польской жонды (самозваного «правительства»), их жестоких расправах над белорусским населением, священниками, пленными. В своих статьях Катков показал главное –помещичью, шляхетскую природу польского восстания и народный характер сопротивления ему. Разъяснял публицист и международную подоплеку событий.
Противостояние
Другим примером гражданского мужества и прозорливости Михаила Каткова может служить «дело Засулич», стрелявшей в 1877 году в градоначальника Трепова и оправданной судом присяжных. Катков разоблачил аморализм политизированных присяжных и опасную солидарность либералов с террористами.
Журнал Каткова стал центром притяжения литературных талантов. «Русский вестник» первым печатал романы Толстого, Достоевского, Лескова, Писемского, Крестовского, вел полемику с нигилистами из «Современника», объединившимися вокруг Чернышевского и Добролюбова.
После убийства Александра II ему пришлось противостоять и террористам, и призывавшим к уступкам им либералам. Он доказывал, что уступки выгодны лишь радикалам и те будут требовать все больше, вплоть до плахи для царя.
Трактуя взгляды Каткова с современных позиций, можно критиковать его неприятие западного парламентаризма, многих либеральных институтов вроде суда присяжных. Но нельзя не согласиться с главным из того, что он отстаивал, – что любые реформы не являются самоцелью, а могут быть лишь средством для достижения народного блага. А оно, в свою очередь, невозможно без охранения многовековых традиций и учета национального характера народа.
Станислав Смирнов