С 1 июля 2024 года повышается проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте Нижнего Новгорода
С 1 июля стоимость проезда в общественном транспорте вырастет на 5 руб. и составит 35 руб. при оплате за безналичный расчет по транспортной и банковской карте, а также 40 руб. при оплате за наличный расчет.
Изменение стоимости проезда в общественном транспорте вызвано и инициировано организациями-перевозчиками. В установленном законом порядке (Порядок установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров, утвержденный Постановлением правительства Нижегородской области от 6 февраля 2023 г. №103) перевозчики обратились в правительство региона с предложением об увеличении тарифов на проезд, предоставив необходимые обосновывающие документы. Основной причиной изменения цен на проезд в транспорте является инфляция.
Последнее повышение проезда в Нижнем Новгороде состоялось в июле 2022 года. За 2 года увеличилась себестоимость перевозок пассажиров. В рамках сдерживания оттока водителей увеличилась средняя зарплата водителя автобуса с 64 тыс. руб. до 83 тыс. руб. Произошел кратный рост стоимости запасных частей и материалов для ремонта, на 200% выросла стоимость автошин, одного из основных расходных материалов перевозчиков.
Какими будут цены для разных категорий пассажиров, в том числе льготных?
Сейчас устанавливаются цены только для пассажиров, которые не имеют прав на льготу при оплате проезда. Для льготных категорий граждан стоимость проезда не изменится. Компенсация за проезд таким категориям пассажиров выплачивается перевозчикам из областного бюджета.
Почему именно такие суммы?
Стоимость рассчитана от фактических расходов за 2023 год по официальным данным бухгалтерского учета «Нижегородпассажиравтотранса» и «Нижегородэлектротранса» (в части троллейбусов и электробусов) и индексации этих расходов на показатели инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития РФ от 27.04.2024.
Экспертиза фактических расходов перевозчиков позволила учесть экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты на ГСМ и электрическую энергию, заработную плату водителей и кондукторов, запчасти, техническое обслуживание подвижного состава, шины и т.д., а также сдержать рост тарифов ниже прогноза. Почти за 2 года с последнего повышения тарифов на проезд в Нижнем Новгороде рост цен на услуги, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ от 27.04.2024 года, составил 19%. По итогам анализа и экспертизы предложений перевозчиков изменение цен на проезд составит в среднем 16,5%.
Как рост цен отразится на тех, кто уже заранее оплатил транспортные карты за июль?
На сегодняшний день стоимость проездных, которые записываются на транспортную карту, после 1 июля 2024 года остается без изменений. Повышается только разовая поездка в общественном транспорте. Таким образом, выгоднее становится пользоваться именно проездными на определенное количество поездок. Так, проездной на 60 поездок стоит 1350 рублей. Даже если пассажир совершает в среднем 44 поездки в месяц, стоимость проезда за одну поездку составит 31 руб. Проездные записываются на транспортную карту через мобильное приложение и сайт «Ситикард», а также в офисах «Ситикард», печатных киосках и кассах метрополитена.
Как коснется льготников повышение цены на проезд?
Сейчас устанавливаются цены только для пассажиров, которые не имеют прав на льготу при оплате проезда. Для льготных категорий граждан стоимость проезда не изменяется. Компенсация за проезд таким категориям пассажиров выплачивается перевозчикам из областного бюджета.
Речь идет о повышении цены только на государственный общественный транспорт, или частники также повысят стоимость проезда?
С 1 июля устанавливаются регулируемые тарифы на перевозки пассажиров. По регулируемым тарифам в Нижнем Новгороде осуществляют перевозку трамвайные, троллейбусные, электробусные маршруты и маршруты автобусов с литерой «А». Маршруты по нерегулируемым тарифам, которые обслуживают частные перевозчики, не относятся к сфере регулирования. Данные перевозчики вправе установить свой тариф.
Повышение цены на проезд коснется только Нижнего Новгорода?
С 1 июля 2024 года изменение цен на проезд произойдет только в Нижнем Новгороде.
Будут ли изменяться тарифы в муниципалитетах Нижегородской области и на междугородних маршрутах?
Кроме Нижнего Новгорода, предложения по изменению стоимости проезда в правительство региона подали Дзержинск, Бор и Балахна. Экспертиза их предложений еще не завершена, поэтому в этих муниципалитетах с 1 июля изменения тарифов не произойдет.
Предложений об изменении стоимости междугородних маршрутов в правительство Нижегородской области не поступало.
Сравнивали ли цены на проезд с другими городами-миллионниками (где самая высокая цена, а где самая низкая) и с другими крупными городами в ПФО?
Тариф за проезд в Нижнем Новгороде в 35 рублей за одну поездку при безналичной оплате равен тарифу в большинстве городов-миллионников или даже ниже, чем в основной их части.
Стоимость проезда составляет по безналичному расчету, к примеру, в Самаре и Новосибирске 35 руб., в Красноярске — 36 руб., в Перми – 37 руб., в Казани – 38 руб., в Ростове-на-Дону – 39 руб., в Краснодаре – 40 руб., в Уфе – 41 руб., в Санкт-Петербурге – 44 руб.
Самая низкая цена на проезд в Воронеже – 26 рублей за поездку при безналичной оплате. Данный тариф был установлен в 2022 году, и в настоящее время правительство Воронежской области также рассматривает вопрос изменения стоимости проезда.
Самая высокая цена на проезд в ПФО при безналичной оплате – в Казани (38 руб.) и Уфе (41 руб. за поездку), а в целом в России – в Москве (57 рублей за поездку).
Почему цена на проезд повышается, а работа общественного транспорта по-прежнему не устраивает нижегородцев?
Имеющиеся сейчас проблемы в работе общественного транспорта обусловлены в основном дефицитом водительских кадров, характерным для всей территории страны, что было отмечено на заседании Государственного Совета Российской Федерации 17 августа 2023 года. Из-за нехватки водителей и жесткого регулирования их режима труда и отдыха выполнять транспортную работу аналогичную той, что была до 2020 года, на сегодняшний день не представляется возможным. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть существующую транспортную систему Нижнего Новгорода, сделав акцент на развитии транспорта, который по большей части не зависит от дорожной ситуации и способен обеспечить рейсы точно по расписанию: трамваев и метро.
Для того чтобы исправить ситуацию с неудовлетворительной работой общественного транспорта, с августа 2022 года проводится поэтапная транспортная реформа. На первом этапе введено единое тарифное меню на все виды транспорта. На маршрутах частных перевозчиков стали действовать льготы и пересадочные тарифы. В рамках реализации транспортной реформы были выполнены мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта, предусмотренного национальным проектом «Безопасные качественные дороги»: за 2020 – 2022 гг. приобретено 136 новых автобусов большого класса на метановом топливе.Реализуется концессионное соглашение по масштабному обновлению трамвайной инфраструктуры. В его рамках будет обновлен подвижной состав, будет заменено рельсовое полотно и контактная сеть, а также будут реконструированы депо и тяговые подстанции.
Также улучшить ситуацию с перевозкой пассажиров поможет запуск электробусного движения. На территории городского округа города Нижнего Новгорода предусмотрено установление 11 электробусных маршрутов. В настоящий момент работают 6 маршрутов, в том числе с продлением в новые жилые комплексы ЖК «Цветы» и ЖК «Торпедо».
Заключительным этапом реформы станет запуск новых станций метро, строительство которых в настоящее время идет полным ходом. В результате реформы будет сформирован транспортный каркас Нижнего Новгорода, где ключевую роль будет играть электротранспорт: трамваи, метро, электрички, электробусы.
Проведение комплекса мероприятий по оптимизации транспортной сети обеспечит бесперебойное движение общественного транспорта с соблюдением единого расписания для всех видов общественного транспорта (в том числе в часы пик, в вечернее и ночное время), а также повышение скорости движения общественного транспорта, снижение интервальности и времени ожидания на остановках.
Когда планируется перевести все маршруты на брутто-контракты, и что это даст, как это повлияет на качество и цену на пассажирские перевозки? Сколько сейчас маршрутов переведено на брутто-контракты?
Заключение брутто-контрактов по всем маршрутам общественного транспорта Нижнего Новгорода позволит кардинально улучшить качество перевозок. В расчет стоимости контракта закладывается увеличение заработной платы не только водителей, но и рабочих, занятых ремонтом транспортных средств. Также предусматриваются денежные средства на приобретение нового подвижного состава. И самое главное – перевозчик перестает быть зависимым от того, сколько пассажиров находится в автобусе, троллейбусе или электробусе. Важно исполнить контракт и выполнить рейс согласно расписанию. Любое нарушение приводит к штрафам перевозчиков.
Сейчас в Нижнем Новгороде заключен один брутто-контракт на маршрут А‑90. Это сейчас самый популярный маршрут Нижнего Новгорода, который работает как часы. Поэтому на конкретном примере мы убедились в эффективности этого механизма.
Перевод всех маршрутов на брутто-контракты требует существенных вложений из областного бюджета. Размер контракта определяется в соответствии с утвержденным Приказом Минтранса РФ №351 и составляет для Нижнего Новгорода оценочно несколько миллиардов рублей. В настоящий момент завершается просчет показателей маршрутной сети Нижнего Новгорода. В ближайшее время предложение по заключению брутто-контрактов будет направлено министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в адрес губернатора Нижегородской области.