С дороги спрос
Ту летнюю ночь пенсионерка Любовь Спиридонова не забудет никогда. Она шла вдоль железной дороги на перегоне «Кудьма — Окская». Машинист, заметив человека у путей, стал подавать сигналы, но Любовь Павловна плохо слышит. Несчастного случая избежать не удалось. Итог — вывих правого плеча, раны лица, перелом ребра. Суд встал на сторону пенсионерки и удовлетворил иск к железной дороге о возмещении морального вреда.С РЖД в пользу Любови Спиридоновой было взыскано 30 тысяч рублей.Дело в том, что по Гражданскому кодексу юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Железная дорога относится к этой категории.- Зачастую пострадавшие или те, кто потерял близких в результате происшествия на железной дороге, просто не знают, что могут подать иск о возмещении морального и материального вреда, — говорит помощник Нижегородского транспортного прокурора Татьяна Корнева. — Между тем вне зависимости от того, по чьей вине произошел несчастный случай, иск суд удовлетворит, если, конечно, не будет доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы, например, стихийного бедствия, или умысла потерпевшего — речь о суициде.Павел Хохлышев оказался под колесами поезда на станции Кудьма. Молодой человек, видя состав, решил, что успеет перебежать через рельсы. Не успел… Травмы он получил жуткие. Долгое время был в коме. Крепкий 23-летний парень работал охранником. Семью завести не успел. Теперь он инвалид. О работе пришлось забыть. С железной дороги суд взыскал компенсацию морального вреда в 50 тысяч рублей. Можно было взыскать и сумму, затраченную на лечение, но родители Павла не знали об этом и не сохранили документы, подтверждающие расходы.Павел остался жив, а вот 17-летнего нижегородца Женю уже не вернешь. Мы рассказывали об этой трагедии на станции Линда. Напомним, мальчик из хорошей семьи, Женя окончил лицей. По случаю успешно сданных выпускных экзаменов июньским днем отправился на дачу. Вместе с другом он стоял на платформе. Ждали третьего приятеля. Вдруг Женька сорвался с места и побежал к железнодорожной цистерне. Приятель потом говорил, что предупреждал его об опасности. Но тот не послушал, залез на цистерну, не подумав об огромном напряжении в проводах. Вспышка — и подростка бросило в сторону. Спасти его было невозможно.По иску отца мальчика суд взыскал с РЖД сумму, связанную с похоронами, — 72 тысячи рублей, а также 40 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. В иске было заявлено 80 тысяч.- Сыграло роль то, что в крови погибшего было обнаружено небольшое количество алкоголя, — поясняет Татьяна Корнева. — Видимо, приятели выпили пива. Кроме того, подросток сам допустил грубую неосторожность. Поэтому сумма была уменьшена.Тема, конечно, очень грустная, но это жизнь. Все эти иски в интересах заявителей направила Нижегородская транспортная прокуратура. А всего с начала года был предъявлен 21 иск на сумму 1 миллион 222 тысяч рублей. Из них 20 суд уже рассмотрел. Взыскано 992 тысячи рублей. По сложившейся судебной практике компенсация морального вреда в таких случаях в основном не превышает 50 тысяч рублей.Пострадавшие или близкие родственники погибших (муж или жена, дети, братья, сестры) могут сами обратиться с иском в суд. Нередко их, используя свои связи в различных структурах, находят адвокаты, специализирующиеся на такого рода исках. Правда, за свои услуги они берут до половины суммы, которую взыщет суд. В транспортной прокуратуре денег не возьмут.- Нужно написать заявление на имя нижегородского транспортного прокурора, — рассказывает старший помощник Приволжского транспортного прокурора Майя Иванова, — в котором указать, почему не можете подать иск самостоятельно — например, преклонный возраст, плохое состояние здоровья, отсутствие юридического образования. Тогда в ваших интересах в суд обратится прокуратура. Необходима копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту несчастного случая на железной дороге. Если речь о гибели человека, нужны копия свидетельства о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение, документы, подтверждающие родственные связи с погибшим. Если материальный ущерб связан с лечением, нужны документы, подтверждающие расходы на лекарства по предписанию врача.В большинстве случаев иски связаны именно с гибелью людей на железной дороге, в том числе несовершеннолетних. Особенно транспортную прокуратуру, полицию беспокоит ставший популярным среди подростков зацепинг. Об этой проблеме мы не раз писали. Подростки, бравируя друг перед другом, залезают на вагоны, чтобы выложить потом фото и видео в Интернете как доказательство «крутизны». Итогом зачастую становится трагедия. Нижегородская транспортная прокуратура вместе с областным министерством спорта и молодежной политики обсуждает идею снять ролик на эту тему для демонстрации старшеклассникам.Да, если произошло несчастье, закон дает право подать иск. Но удовлетворение требований, конечно, станет слабым утешением, если случилось непоправимое. Так что лучше уж самим соблюдать предельную осторожность на железной дороге и учить этому детей. Между тем Поезд протаранил иномаркуВ Выксе тепловоз врезался в иномарку, сильно повредив ее. Владелец «Хонды» подал иск и выиграл дело.Автомобилист вынужден был остановиться на переезде из-за неудовлетворительного, как он указал в иске, состояния железнодорожного полотна. И в этот момент он увидел двигавшийся на него тепловоз. Как рассказала нам начальник общего отдела Выксунского городского суда Татьяна Цыбряева, мужчина побежал навстречу тепловозу, размахивая руками, пытаясь привлечь внимание машиниста. Но экстренное торможение было использовано слишком поздно. На иномарку было жалко смотреть. Автовладелец настаивал, что виноват машинист, потому что ослабил контроль за дорогой. Кроме того, по его мнению, собственник не поддерживал железнодорожное полотно в надлежащем состоянии.Представитель ответчика настаивал, что водитель сам виноват: знал, что посадка машины низкая, но не предпринял мер для безопасного проезда, вот и застрял, а машинист ни в чем не виноват. Был также представлен акт исследования железнодорожного полотна: состояние соответствует инструкции по эксплуатации.Суд, однако, встал на сторону автовладельца, взыскав с ответчика более 250 тысяч рублей.