Сергей Кочеров: «У Европы и России разное отношение к нацизму»
Доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров
«У Европы и России разное отношение к истории Второй мировой войны и к нацизму», — считает считает доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров, размышляя о том, что необходимо сделать для того, чтобы сохранить историческую память о преступлениях нацизма и не допустить их повторения.
«Если для России та война была смертельной битвой с нацистской Германией, за победу в которой советский народ заплатил неимоверными страданиями и десятками миллионов жизней, то почти вся Европа подчинилась Гитлеру либо после краткого сопротивления, либо совсем не оказав его. Конечно, среди европейцев было немало антифашистов, которые не смирились с оккупацией своих стран и боролись с нацизмом, но призыв «Всё для фронта, всё для победы!» Европе в целом был чужд. Поэтому разгром нацистской Германии и фашистской Италии не осознается в Европе как именно ее победа.
Но кого же тогда ей признать победителем нацизма? После ухода участников и свидетелей тех событий, многие из которых встречали воинов Советской армии как освободителей, правящая элита большинства европейских стран, исходя из своих геополитических интересов, стала навязывать своим народам иное отношение к той войне и к ее причинам.
Роль Советского Союза в победе над врагом, которому Европа не смогла оказать достойного сопротивления, все более преуменьшалась, зато все громче звучали голоса о якобы равной ответственности гитлеровской Германии и Советского Союза за начало этой войны, как будто Мюнхенского сговора не было и в помине. Такое искажение прошлого показалось правящей элите большинства европейских стран очень удобным, поскольку придавало смысл существованию НАТО, оставшемуся после распада Советского Союза и организации Варшавского договора без реального противника, и его расширению на Восток под предлогом защиты от России.
Если бы сейчас в Европе, которая поставила себя в незавидное положение, сначала разорвав выгодные экономические связи с Россией, а затем лишившись американского военно-политического покровительства, нашелся бы «новый Гитлер», она вполне бы могла последовать за ним. В этой ситуации России остается только быть достойной памяти воинов-освободителей 1945 г., не позволять ни европейским, ни заокеанским витиям искажать в свою пользу историю Второй мировой войны, и быть готовой к войне с нацизмом, под какой бы личиной он ни выступал сегодня».
Актуальная тема