Сергей Судьин: «Разговоры о важном» — попытка воспитания гражданственности»
«Погружение в общероссийскую и, как следствие, в общемировую проблематику — важнейший социализирующий элемент внутри образовательного процесса на уровне средней школы», — считает д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского Сергей Судьин, оценивая значимость «Разговоров о важном» в контексте современной ситуации в стране и в мире.
«Разговоры о важном» можно назвать первой системной попыткой воспитания гражданственности. Вряд ли можно говорить о том, что таких попыток не предпринималось ранее: элементы патриотического воспитания были размазаны по всем дисциплинам гуманитарного блока.
Помню, например, свой первый день в школе (01.09.1986 г.) и первое занятие — «Урок мира». Там я правильно ответил на вопросы о «политике разоружения», «одностороннем моратории» и «ядерной деэскалации». Слово, правда, было другое, но я его забыл. Не помню, чтобы нечто подобное где-то проскользнуло еще раз.
Теперь для этого есть отдельный предмет. Его внеурочный характер дает определенную свободу в выборе тематики и формата; для преподавания можно приглашать лиц, непосредственно вовлеченных в ту или иную проблематику, важность которой здесь и сейчас ощущается наиболее остро, будь то семейные ценности, экологические катастрофы, гражданское сознание или политическая повестка.
Как все новое, внедряемое в столь консервативную среду, как школьное образование, «Разговоры важном» нуждаются не только в постоянной актуализации материала вслед за динамично меняющейся повесткой, но и, выражаясь казенно-социологическим языком, в оценке эффективности в деле формирования человека и гражданина. Это не самое простое дело. Что такое «эффективность» в данном случае? Каковы ее критерии? Как взвесить вклад именно «Разговоров о важном»? Что сыграло основную роль? Контент? Преподаватель? В общем, задача сложная, но интересная. Причем, делать это надо постоянно и регулярно, выявляя слабые и сильные места, делясь опытом и учась на собственных и чужих ошибках. Иначе для школ все это рискует превратиться в очередную активность «для галочки», а министерские усилия обернутся бодрой кампанейщиной».