Скажи по-макатонски: как общаются нижегородцы с речевыми нарушениями
Макатон — языковая программа, которая сочетает жесты, символы и устную речь. Она выручает людей с ментальными нарушениями и трудностями в общении. В Нижнем Новгороде за развитие макатонского отвечает «Дом удивительных людей». Единственный педагог макатона и специальный психолог Екатерина Шмонина уже 1,5 года обучает альтернативной коммуникации тьюторов проекта, студентов и их родителей.
Сейчас Екатерина преподает троим студентам с речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией. До прихода в «Дом удивительных людей» ее ученики не умели высказывать свои желания, поэтому могли проявлять агрессию или избегать общения.
«Внутри интенсивов, мастер-классов и занятий в том числе работаем с нежелательным поведением. Тьюторы выясняют его причину и помогают решить проблему. Макатон тоже способствует этому: когда появляется возможность что-то сказать и быть услышанным, на поведении это сильно сказывается. Студент не вырывает стакан воды из рук, когда хочет пить, а сообщает о своем желании», — пояснила психолог.
Женя (имя изменено) приходит в «Дом удивительных людей» вместе с мамой. Сама девушка передвигаться не может, только с поддержкой за руку или держась за стену. Женю здесь давно все знают, но понимать начали недавно: из-за дизартрии ее речь еле угадываема.
Макатоном девушка занимается все 1,5 года. Сейчас студентка с небольшой подсказкой Екатерины может рассказать историю примерно из 20 слов-жестов, дополнив устной речью.
«Для нее был очень важен момент понимания. Большой интерес к макатону проснулся, когда она стала услышанной. У нее результаты выше, чем у ребят, которые еще пока не поняли, что с помощью языка можно что-то получить», — пояснила специальный психолог.
Пока Женя освоила только азы макатонского, поэтому занятия продолжаются. В свободное от учебы время девушка практикует уникальный язык в мастерских «Дома удивительных людей» и в кругу родных, которые знакомы с базовыми понятиями.
Как устроен макатон
Макатон построен на упрощенном жестовом языке, картинках-символах и словах. Макатонцы могут использовать все три инструмента сразу или делать упор лишь на один из них в зависимости от своих знаний и особенностей.
Сейчас русская версия макатонского включает до 1 тысячи жестов, но для базового уровня достаточно знать до 200 – 250. Жестами обозначают слова, в том числе абстрактные понятия. Если жестов-слов недостаточно, можно использовать дактильный алфавит.
«Дактиль редко используется из-за сложности. Чтобы что-то с его помощью сказать, нужно знать, как слово пишется, а многие студенты не умеют читать. К тому же, речь сначала формируется устно, а уже затем — письменно», — объяснила Екатерина.
Как проходят уроки макатонского
В «Доме удивительных людей» макатонский сейчас изучают девушки и молодые люди от 20 до 40 лет. Занятия проходят 1 – 2 раза в неделю и длятся в среднем по часу.
«Процесс изучения идет медленно, потому что человек уже научился самовыражаться по-другому, нужно переосмысливать всю систему коммуникации. Лучше всего изучать макатон в детском возрасте», — отмечает специальный психолог.
На уроках макатонцы изучают новые символы, практикуют жестовую и разговорную «речь» и выполняют творческие задания — описывают фотографии с помощью картинок-символов.
«Когда жесты начинают активно использовать, речевые навыки идут на спад, но потом происходит скачок в их развитии. При общении на макатоне у студентов формируется понимание, как устную речь можно использовать. Кроме того, когда мы совершаем мелкомоторные действия, активизируются речевые центры в головном мозге. Поэтому макатон используется и как речезапускающая программа», — добавила специалист.
Как развивается макатон
Макатон разработали в Великобритании в 1972 году. Уже через 10 лет в 95% английских школах для детей с серьезными проблемами в развитии говорили по-макатонски. Сейчас языковую программу продолжают активно использовать в социальных учреждениях, школах и больницах страны.
Язык получил распространение по миру: макатон адаптировали более чем для 40 стран. В Россию он пришел в 2008 году, но пока право обучать тренеров имеет только Центр лечебной педагогики «Особое детство» в Москве. За это время учителями макатонского стали около 800 специалистов из более чем 10 регионов.
Пока по всей стране, в том числе и в Нижегородской области, макатон малоизвестен. Аналогичная ситуация и с другими альтернативными видами коммуникации.
«Думаю, сейчас макатон будет распространяться, в первую очередь, в детском сообществе. Раньше было много стереотипов, не так давно изменилась культура и ушло понятие необучаемого. Долгое время считалось, что людей с речевыми нарушениями вообще нельзя ничему научить, они могут только лежать и кричать, а сейчас система меняется», — пояснила Екатерина Шмонина.
До Нового года «Дом удивительных людей» откроет второй городской центр в Нижнем Новгороде, где тоже хотят обучать макатону. Также в планах проекта — издать книгу мини-историй, рассказанных с помощью макатонских картинок-символов, и вести дневники со студентами на этом языке.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось о том, как мастерские Щавель помогают особенным нижегородцам.