Сколько лет Воротынцу?
Даты основания древних поселений нередко остаются тайной за семью печатями. Обычно таковыми считают время первого упоминания города или села в исторических документах. Иногда такая дата становится предметом дискуссий ученых и краеведов. Сегодня мы анонсируем статью научного сотрудника РАН Михаила Юрищева. Автор пытается разобраться в том, когда основан Воротынец. Полностью статья будет напечатана в ближайших номерах «Нижегородской правды». — Исторические документы свидетельствуют, что земли в Поволжье князь Михаил Иванович Воротынский получил не в 1552, а в 1569 году и что Воротынец (под названием Воротынескъ) возник около 1620 года, когда хозяйственную деятельность на бывших землях отца вел его сын ‑боярин князь Иван Михайлович Воротынский. В этом году районный центр Нижегородской области, рабочий поселок Воротынец может праздновать свое 390-летие. На гербе Воротынского района изображенадата «1552». Что она символизирует? Согласно Положению о гербе, утвержденному Земским собранием района, это есть «дата основания Воротынца». Без каких-либо ссылок на документы в Положении сообщается также: «Первые упоминанияо Воротынце относятся к 1552 году». Однако такие упоминания историкам не известны. Откуда же тогда взялась эта дата? В сущности, ниоткуда. Ее выдумали краеведы. Нужно было как-то датировать поселок, вот и сделали привязку к этому знаковому году. Судите сами. В 1884 году Н. Демидов издал в виде книги «Исторический очерк Василь-Сурского уезда Нижегородской губернии». В этом очерке молодого автора есть такие строки: «Известно, что Иоанн, весьма довольный подвигами своих полководцев, после взятия Казани роздал им по пути много земель. С этого времени появились вотчинные владения во всем этом краю. Есть предание, что в это время возник Воротынецъ, который будто бы был дан в вотчину Иоанном своему любимцу и сподвижнику князю Воротынскому». У историков отношение к преданиям в лучшем случае очень сдержанное. Профессионалы в своих выводах предпочитают опираться на факты, которые имеют подтверждения в источниках: в писцовых книгах, духовных грамотах, записях о постройке церквей и т.п. Демидов записал предание спустя три с лишним века после описанных событий (1884 – 1552=332). Предания, которые столь длительное время передаются устно из поколения в поколение, неизбежно претерпевают искажения (вспомнимдетскую игру в испорченный телефон). Верить им нельзя, все надо проверять. Еще А. С.Пушкин предостерегал: «Что касается до преданий, то если оные, с одной стороны, драгоценны и незаменимы, то, с другой, я по опыту знаю, сколь много требуют они строгой проверки и осмотрительности». Окончание следует