Слишком элементарно, Ватсон!
Ему больше 120 лет, а он все так же неутомим, ловок и победителен. Знакомьтесь: Шерлок Холмс. Нет,я вовсе не оговорилась, предлагая познакомиться с давно известнойи даже знаковой фигурой мировой культуры. Потому что в версиисовременного режиссера Гая Ричи новый экранный сколок (которыйпо счету!) с литературного оригинала унаследовал от прародителя минимумчерт. Накануне Нового года в наш прокат вышел фильм «ШерлокХолмс. Игра теней» как продолжение первой картины 2009 года той жекинематографической команды. Экранизациям блистательной серии повестей и рассказов Артура Конан Дойла о сыщике-любителе нестьчисла по всему кинематографическому миру. Но впервые сам Голливудбросил всю индустриальную мощь к ногам легендарного обитателя лондонскойБейкер-стрит. И эти ноги очень быстро побежали, а руки сжалисьв кулаки, стали сыпать ударами направо-налево. Помните мифического царяМидаса, который, к чему бы ни прикасался, все обращал в золото? Фабрикагрез отличается той же способностью — правда, попутно превращая любойоригинальный литературный продукт не в золото высокого искусства,а в модификацию своей пластиковой штамповки. Зубодробительного супермена вырастилитеперь и на «скудной» почве британской интеллектуальности. Режиссер ГайРичи и актер Роберт Дауни-младший («Железный человек»), конечно же, оставили Холмсу его невероятную сообразительность. Экранный сыщик с компьютерной стремительностью просчитывает вперед… все удары, которые вот-вот на него обрушатся. Для мощи такого интеллекта нетсекрета в том, сверху или снизу будет хук. Голливуд именно это счелвершиной дедуктивного анализа. Всю остальную черновую работу ума можнооставить за кадром. Фильм «Шерлок Холмс. Игра теней» нельзя назвать экранизацией и даже лентой, снятой «по мотивам». Не только от базовых характеристик героев почти ничегоне осталось, но и от сюжета противостояния гения сыска и гениязлодейства, главы преступного синдиката Мориарти, — тоже. Разве что фактгибели антиподов в потоке швейцарского водопада. Если бы действующиелица новой киноистории звались иначе, чем у Конан Дойла, все этоне вызывало бы естественного внутреннего протеста. Скажу больше, нужноотдать должное Гаю Ричи («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш»,«Револьвер») как крепкому мастеру-визуалу. Он начинал с рекламныхроликов, прославился в качестве автора игровых лент о плохих британскихпарнях, умело пользуясь приемами криминальной комедии. Весь накопленныйарсенал довольно эффектно применяет и в новом проекте о Холмсе. В «Игретеней» зрелище захватывает, оно даже не лишено эстетского кокетства.Краски прокопченного, словно запорошенного угольной пылью Лондона делаютэкранную картинку стильной. Любопытно и прочтение взаимоотношенийсыщика с Ватсоном (Джуд Лоу) как союза накрепко связанных духомавантюризма мужчин. Эдакое боевое братство, не лишенное трогательностии озорной улыбки. Словом, новая лента — достойная работа в жанребоевика. Но тот ли это жанр для воплощения образа Шерлока Холмса? Ведь он давно уже не просто герой любимых книжек. За 120 лет своей жизниХолмс из удачного литературного персонажа превратился в умах читателейи зрителей в один из архетипов современной цивилизации. Произошла своегорода трансформация старинной идеи рыцарства. Сыщик без страха и упрекародился на заре эпохи борьбы с поднимавшей голову организованнойпреступностью. И отправился в нескончаемыйкрестовый поход — одержимый, не паинька, но чистый до асексуальности,словно давший обет. Он вооружен острейшим интеллектом, закован в латыджентльменской порядочности. В сочетании таких качеств, возможно,и кроется разгадка неувядаемой в веках славы Холмса. Именно их пытались, кто лучше, кто хуже, воплотить бесчисленные интерпретаторы наследия Дойла. И вот мы стали свидетелями подмены.В старые меха влито молодое вино, правда, из супермаркета. Уже начатысъемки третьего фильма новой Холмсианы, которая в сознании поколенияХХI века сформирует уже иное представление о легендарном интеллектуалесыска. Очень элементарное.