Спасти нерядового Джоуи
Одним из номинантов нынешнего Оскара стала военнаядрама «Боевой конь», только что вышедшая в наш прокат. Это — новаяработа знаменитого Стивена Спилберга. На исходе ХХ столетия он былнаречен лучшим кинорежиссером века и вскоре произведен королевойЕлизаветой в рыцари за служение киноиндустрии. Если вдуматься, дух рыцарства и даже некотороймальчишеской романтики действительно присущ всему творчеству этогоамериканца. Те, кто увлеченно смотрел серию его лент о приключенияхИндианы Джонса, этого Тома Сойера археологии, поймут, о чем я. Бодрящийзов опасности, авантюрное испытание силы и ловкости — этому сэр Спилберготдает щедрую дань. Но, сочувствуя мужской отваге и задиристости,режиссер вместе с тем ненавидит войну. Теме античеловечности этого феномена общественных отношений он тоже посвятил несколько замечательных лент. Например, «Спасти рядового Райана», фильм, принесший ему 5 Оскаров. «Боевой конь» встал в тот же ряд. История начинается в английской глухомани в 1914 году. В семье незадачливогофермера появляется молодой конь Джоуи. И сын хозяина Альберт вкладываетвсю душу в воспитание любимца. Однако отцу в погашение большого долгаприходится продать умное красивое животное на армейские нужды. Джоуиотправляют с войском на континент для участия в сражениях только чтогрянувшей Первой мировой. Слишком юный для призыва парнишка клянетсяобязательно найти гнедого друга. Далее разворачиваются драматичныеперипетии фронтовых будней. Конь переходит из рук в руки. Дажев кровавом месиве военной схватки находятся те, кто жалеет красавцагнедого. Джоуи пробуждает лучшее в каждом. Своей грацией, своейблагородной силой он заставляет остро ощутить противоестественностьсвершающейся «охоты» друг на друга. Спилберг выстраивает смысловуюи образную антитезу войны и коня. Ее кульминация — самые яркиеи душераздирающие кадры картины, когда великолепное животное, испуганноетанком, несется по передовой: сквозь взрывы,через окопы противников, мимо остолбеневших солдат, пока не запутываетсяв колючей проволоке, рвущей его прекрасную плоть… Не только тут, но и в других эпизодахчувствительный зритель достанет платок. Хотя нужно отдать должноеСпилбергу, на трогательность он упирает не чрезмерно и кровавостьювойны не упивается. Его цель в другом. Один из персонажей, немецкийкомандир, с усталой циничностью констатирует: «Война отнимает всеи у всех». С этим справедливым постулатом режиссер спорит. Он рыцарскиверит, что человечество, само порождающее монстра войны, все жене жертвует ему способностью великого сострадания и самоотверженнойлюбви, безрассудной добротой. И, значит, не все потеряно. Вот и обреченного Джоуи на нейтральной полосе выручают из железных силков сжалившиеся враги — англичанин и немец, забыв на эти минуты о своем противостоянии. Череду спасений нерядовогобоевого коня завершает счастливое появление Альберта. Тоже пострадавшийв мясорубке фронта юноша приходит на помощь вновь обретенному любимцув самый роковой момент, чтобы в конце концов вернуться с ним домой. История о войнеи мире от Спилберга получилась сентиментальной, трогательной, гуманнойи со счастливым концом (это же Голливуд!). К разряду киношедевров«Боевого коня» не отнесешь. Но так хочется быть солидарным с еготалантливым автором в убежденности, что нашим миром правит не инстинктразрушения, а разумное и душевное человеческое начало. Даже вопрекитому, о чем свидетельствуют история и сегодняшний день. Кстати Церемония вручения премии Оскар состоится 26 февраля. Она пройдет в 84‑й раз.