Стальной характер КВН: непростая спортивная биография Виктора Николаевича Кондратьева
Газета "Нижегородский спорт" №43 от 28.10.2020
Подписка на газетуЕсть в Нижегородской области спортсмены, стойкость и мужество которых вызывают огромное уважение. Непростая спортивная биография у 77-летнего жителя села Починки Виктора Николаевича Кондратьева. Многие в регионе знают его как бегуна. Между тем он – кандидат в мастера спорта по боксу и мастер спорта по автогонкам. Судьба не раз устраивала ему испытание на прочность. Но благодаря своему стальному характеру, хорошей спортивной упёртости он выкарабкивался буквально с того света.
Боксёр и автогонщик
– Виктор Николаевич, как-то в разговоре вы сказали: «Я – жадный на награды и признаю только первое место. Если я занял второе или третье, значит, где-то недоработал». Вы с детства лидер по характеру?
– Нет, в детстве я был маленький, щупленький, многие меня старались обидеть. Но в итоге это меня и зацепило. Помню, на уроке физкультуры выдали мне лыжи: нос прибитый, пятка прибитая, палки – одна короче другой. Я говорю: вон стоят же нормальные лыжи, дайте мне нормальные. И слышу в отчет: а зачем? Всё равно от тебя никакого толка. За класс на соревнованиях побежит тот-то, за школу – этот, а на тебя всё равно никакой ставки. Я разозлился, выбросил эти лыжи, мне поставили двойку, а я сказал: придёт время, и я вам докажу, что я не пустое место и что-то собой представляю. Очень хотел заниматься спортом, но возможности не было: жили в глухой деревне в Починковском районе, у нас даже лампа керосиновая была. До школы каждый день 7 километров добирался. Только в 17 лет я занялся боксом, достиг уровня кандидата в мастера спорта.
– А как в вашей жизни появились автогонки?
– Я получил диплом механика и поехал в Тольятти на ВАЗ. Но механиком я никогда не работал, только водителем. Тогда стали пригонять итальянские «Фиаты», чтобы испытывать их в условиях интенсивного движения по нашим дорогам. И я загорелся, очень хотел получить эту работу! В итоге итальянцы отобрали меня и ещё двух человек для испытаний. Параллельно появился и автоспорт. На городских соревнованиях я выполнил третий, потом второй разряд. А тут стали набирать команду на чемпионат СССР по авторалли в Прибалтику, спортсменов, имеющих разряды ниже кандидата в мастера спорта, не брали. Написали письмо с просьбой включить меня в состав тольяттинской сборной в порядке исключения. Допустили, и мы тогда стали бронзовыми призёрами чемпионата. А участвовало, между прочим, 147 экипажей! Потом я ещё раз вместе с командой занимал третье место на чемпионате СССР, а в 1979 и 1980 годах мы становились чемпионами РСФСР. Над нашими машинами тогда трудились лучшие инженеры, у меня был личный механик. Ведь под капотом было 142 лошадиных силы! Но двигателя хватало на 1 – 2 гонки, потому что мы выжимали из машин всё, что было можно. За год я дорос до уровня мастера спорта по автогонкам.
Трагедия на трассе
– Знаю, в 1976 году во время соревнований вы попали в страшную аварию.
– За мной и моим штурманом Сашкой два гроба прислали. Но я оказался живучим. Меня уже хотели вести в морг, когда я вздохнул, изо рта пошла кровавая пена и меня отправили в реанимацию, а Сашка – да, погиб.
– Что же произошло на трассе?
– Был скоростной этап чемпионата РСФСР по автогонкам, соревнования в Челябинске проходили. Сотрудники ГИБДД должны были перекрыть брошенную дорогу, но они по какой-то причине этого не сделали. А по соседству с ней в своём ГАЗ-51 заночевал водитель, который был пьян, и чтобы с утра не пробираться через районное село, решил проехать по этой заброшенной дороге. Это уже всё потом выяснилось, в процессе следствия. И вот я вылетаю на скорости 160 километров в час, и вдруг откуда ни возьмись перед моим носом ГАЗ-51 поворачивает налево. Я лишь успел рулём крутануть и понял, что улетаю. Я бы и улетел, и перевернулся, центробежная сила большая. Если бы водитель газона тормознул, а он растерялся и тоже дал по газам, а у ГАЗ-51 вылетел мост. Штурмана насмерть, крышу у нас снесло, двигатель оказался в кабине, меня зажало. Ноги, два рёбра сломаны, компрессионный перелом позвоночника в грудном отделе, пролом головы в задней части. Долго я тогда в себя приходил, понадобилось более трёх лет на реабилитацию. А в 1979 и 1980 годах я вновь стал чемпионом РСФСР по автогонкам.
– Как долго вы занимались автоспортом?
– До 1982 года. Так сложились обстоятельства, что я уехал из Тольятти на Север, там не было возможности заниматься автоспортом. Зато я смог окончательно сконцентрироваться на беге. Как-то зашёл один приятель и говорит: «Я бегаю марафоны, не хочешь попробовать?» «Ой, да ты что! Я по 2 – 3 километра в основном бегаю, ну, можно 10 попробовать, но не 42 километра». А тут соревнования, стартовал на десятке, финишировал – второй! Приятель говорит: у тебя и полумарафон получится. Я кучу литературы перелопатил, программу подготовки себе составил – пробежал! А он дальше меня подзадоривает: давай марафон! В итоге пробежал за 3 часа 35 минут. Всего в моём активе шесть марафонов, два из них я выиграл по своему возрасту, но я не марафонец. Бегал и двадцатку. В Королёве, например, в 2014 году, занял первое место на 20 километрах, установил рекорд для спортсменов 60 – 65 лет – 37 минут 28 секунд. Но вообще больше люблю дистанцию 10 километров. В своё время я был очень хорошо знаком с Петром Григорьевичем Болотниковым – нашим олимпийским чемпионом в беге на 10 тысяч метров. Он в шутку называл меня КВН – Кондратьев Виктор Николаевич и говорил, что следит за моими успехами. Потому что знает в нашей стране и в мире всех, кто хорошо бежит десятку. В Саранске проходит международный пробег на приз Петра Болотникова, вот там мы и виделись.
Четыре года реабилитации
– Вы выступаете на разных дистанциях. Я не раз видела вашу фамилию в протоколах чемпионата России по лёгкой атлетике среди ветеранов. Вы выигрывали в своей возрастной категории и 400 метров, и 800, и 5000, и даже в составе эстафетного квартета сборной Нижегородской области бежали.
– Чемпионат России среди ветеранов я 18 раз выигрывал. Всегда в заявке пишу, что я из села Починки Нижегородской области. Честь Починок на соревнованиях я 132 раза отстаивал и всегда был на пьедестале, 87 раз – на его верхней ступени. Потому что на соревнования я никогда не еду не подготовленным. Когда мне было 65 лет, например, я по 400 километров делал за месяц. Иногда на пробежку выходил не один раз в день, а два, а то и три.
– А когда вам было 67 лет, вы опять едва не попрощались с жизнью.
– В мае 2010 года на пешеходной дорожке на большой скорости меня сбил пьяный водитель на тяжёлом мотоцикле «ИЖ-Юпитер». Ударил в спину так, что я отлетел на 15 метров. В тяжелейшем состоянии меня отправили в Починковскую районную больницу. Было сломано шесть рёбер, в двух местах ключица. Разбит правый коленный сустав, сломана правая нога выше лодыжки, обе кости левой руки, тяжёлое сотрясение головного мозга, а ещё разорвана до кости мышца ноги на всю длину, тело представляло собой сплошной кровоподтёк. Лучший прогноз, который мне тогда давали врачи, – провести остаток жизни в инвалидной коляске. Как же так, а как же спорт? И я решил во что бы то ни стало подняться! Стал через боль потихоньку ходить – сначала с костылём, потом с клюкой. Я перенёс семь сложных операций, мне наложили 157 швов. Понадобилось почти четыре года, чтобы выкарабкаться с того света. В 2014 году я смог выиграть чемпионат России среди ветеранов по своей возрастной группе. Я очень благодарен врачам, которые поставили меня на ноги, – Олегу Борисовичу Носову, Андрею Анатольевичу Кленину, Алексею Юрьевичу Ждакову и всему коллективу микрохирургического отделения ННИИТО.
Бегун, певец, гармонист
– Сейчас вы практически не выступаете на соревнованиях.
– В 2016 году я перенёс инсульт, в этом у меня случился инфаркт. Мне кое-кто говорит: это ты бегом себя загнал. Я категорически с этим не согласен. Считаю, всё это – последствия моих травм, полученных в 1976 и 2010 годах. Бег же даёт только здоровье. У меня около 160 медалей, более 250 дипломов, и каждая награда для меня очень ценна, с каждой связаны особые эмоции и воспоминания. Об одном лишь жалею, что не удалось выступить на международных соревнованиях. Я всегда мечтал попасть за границу – на чемпионат Европы, мира по лёгкой атлетике среди ветеранов. У меня были все шансы подняться там на пьедестал. Увы…
– Тем не менее спорт сегодня присутствует в вашей жизни.
– Я играю в шашки, сдаю нормы ГТО. Меня кто-то спросил перед тем, как я вышел на старт 2‑километровой дистанции: Виктор Николаевич, на серебряный значок будете сдавать? Никаких серебряных, меня только золото интересует! По моему возрасту надо было 2 километра за 19 минут пробежать, так я их за 14 преодолел. Остальные нормативы тоже с огромным запасом выполнил.
– Вы ещё и в хоре поёте, и на гармони играете!
– У нас есть ветеранский хор «Осень жизни» и ансамбль «Парни бравые». Сейчас из-за коронавируса, к сожалению, занятия прекратились. А на гармони – да, кырлыкаю потихоньку. Я же самоучка, а сейчас из-за травмы пальцы на басах ещё и спотыкаются, у меня в руке имплантат стоит. Люблю русские народные песни, в хоре их тоже поём. Считаю, делать это надо с душой, чтобы люди, которые пришли в зал, воспринимали их, а не морщились.
– Виктор Николаевич, спасибо за интервью. Здоровья вам! Не удивлюсь, если через пару лет мы снова увидим вас на беговой дорожке.