Старинные гравюры с видами Нижнего Новгорода представили в музее «Покровка, 8»
Газета "Нижегородская правда" №87 от 03.11.2020
Подписка на газетуЛюбители истории и архитектуры отмечают, что на старинных гравюрах Нижегородский кремль похож на замок, а башни, которые в реальности стоят на значительном расстоянии друг от друга, изображены рядом. Почему так происходит и в чём отличия восприятия Нижнего разными художниками, рассказывает выставка «Царственно поставленный город». Она проходит сейчас в отреставрированном музее «Покровка, 8» и посвящена грядущему 800-летнему юбилею областного центра.
Тайны оттиска
На двух этажах музея расположилась громадная коллекция уникальных гравюр русских и иностранных мастеров XIX – XX веков, собранная известным нижегородским исследователем, историком и музееведом Вячеславом Хуртиным.
На них запечатлён город рубежа веков: храмы, виды на город с реки, кремль, улицы и площади Нижнего. Некоторые из гравюр представлены публике впервые, но есть и те, что знакомы любителям истории по иллюстрациям Дмитрия Быстрицкого, созданным для книги русского историка, археографа и основоположника нижегородского краеведения Николая Храмцовского «История и описание Нижнего Новгорода».
Понять, как именно создавались такие гравюры, поможет станок из коллекции Технического музея. Посетителям даже разрешают потрогать один из экспонатов – металлическую пластину, с которой печаталась гравюра с видом кремля. Со временем появились цветные гравюры: одни вручную раскрашивали, другие несколько раз пропускали через станок, используя разные краски на одном оттиске.
Автора!
Но не только нижегородские художники запечатлели город в гравюре. Величественная красота Нижнего вдохновляла и иностранцев. Но в своих работах они допускали неточности – так и появились на гравюрах похожие на феодальные замки нижегородские соборы и кремль со стоящими рядом башнями.
По словам нашего экскурсовода Ульяны Кузнецовой, некоторые авторы даже не видели город, но отразили его в своём творчестве.
А для нижегородского издателя Ивана Сытина гравюры стали способом решения спора об авторских правах. Ему очень хотелось продавать путешественникам эффектные виды Нижнего, запечатлённые знаменитым фотографом Максимом Дмитриевым, но не хотелось делиться с ним доходами от продажи. В итоге предприниматель заказал у неизвестного художника литографии, практически полностью повторяющие панорамные фотографии Дмитриева, напечатал их на фотобумаге и пустил в продажу! А фотографу, который был возмущён таким нарушением его прав, ответил, что это вовсе не фото.
И ведь не соврал! С трёх шагов и правда кажется, что перед вами фотография, но стоит присмотреться, и видно, что это и в самом деле оттиск кропотливо вырезанного мастером рисунка. Каждая гравюра – маленькое чудо. Поражаешься мастерству и твёрдой руке гравёров – ведь одно неверное движение, и гравюра испорчена.
Грани филиграни
День сегодняшний на выставке представлен великолепным макетом исторической панорамы кремля, который семейная чета мастеров Агаповых сделали специально к выставке по материалам из Писцовой книги
1621 – 1622 годов. Это детальная реконструкция общего вида средневековой каменной крепости и соседних с ней территорий. А рядом кремль, созданный в технике казаковской филиграни, изготовленный заслуженным мастером нижегородских художественных промыслов Борисом Тупичкиным.
Этой весной музей сделал необычный заказ специалистам художественных промыслов – завершает выставку 16 панно и ваза с видами города, созданные городецкими мастерами. Самой популярной у посетителей стала работа, изображающая театр драмы, – «После премьеры». Все они без привычных музейных ярлычков, потому как мастера оставляют свои подписи прямо на изделиях. И это особо интересное занятие для посетителей – найти их и узнать имя того, кто создал эту красоту.
0+