Site icon Нижегородская правда

Старинные гравюры с видами Нижнего Новгорода представили в музее "Покровка, 8"

Любители истории и архитектуры отмечают, что на старинных гравюрах Нижегородский кремль похож на замок, а башни, которые в реальности стоят на значительном расстоянии друг от друга, изображены рядом. Почему так происходит и в чём отличия восприятия Нижнего разными художниками, рассказывает выставка «Царственно поставленный город». Она проходит сейчас в отреставрированном музее «Покровка, 8» и посвящена грядущему 800-летнему юбилею областного центра.

 

Тайны оттиска

На двух этажах музея расположилась громадная коллекция уникальных гравюр русских и иностранных мастеров XIX–XX веков, собранная известным нижегородским исследователем, историком и музееведом Вячеславом Хуртиным.

На них запечатлён город рубежа веков: храмы, виды на город с реки, кремль, улицы и площади Нижнего. Некоторые из гравюр представлены публике впервые, но есть и те, что знакомы любителям истории по иллюстрациям Дмитрия Быстрицкого, созданным для книги русского историка, археографа и основоположника нижегородского краеведения Николая Храмцовского «История и описание Нижнего Новгорода».

Понять, как именно создавались такие гравюры, поможет станок из коллекции Технического музея. Посетителям даже разрешают потрогать один из экспонатов – металлическую пластину, с которой печаталась гравюра с видом кремля. Со временем появились цветные гравюры: одни вручную раскрашивали, другие несколько раз пропускали через станок, используя разные краски на одном оттиске.

Городецкие мастера создали свои работы специально для выставки"

Автора!

Но не только нижегородские художники запечатлели город в гравюре. Величественная красота Нижнего вдохновляла и иностранцев. Но в своих работах они допускали неточности – так и появились на гравюрах похожие на феодальные замки нижегородские соборы и кремль со стоящими рядом башнями.

По словам нашего экскурсовода Ульяны Кузнецовой, некоторые авторы даже не видели город, но отразили его в своём творчестве.

А для нижегородского издателя Ивана Сытина гравюры стали способом решения спора об авторских правах. Ему очень хотелось продавать путешественникам эффектные виды Нижнего, запечатлённые знаменитым фотографом Максимом Дмитриевым, но не хотелось делиться с ним доходами от продажи. В итоге предприниматель заказал у неизвестного художника литографии, практически полностью повторяющие панорамные фотографии Дмитриева, напечатал их на фотобумаге и пустил в продажу! А фотографу, который был возмущён таким нарушением его прав, ответил, что это вовсе не фото.

И ведь не соврал! С трёх шагов и правда кажется, что перед вами фотография, но стоит присмотреться, и видно, что это и в самом деле оттиск кропотливо вырезанного мастером рисунка. Каждая гравюра – маленькое чудо. Поражаешься мастерству и твёрдой руке гравёров – ведь одно неверное движение, и гравюра испорчена.

Кремль, выполненный в технике казаковской филиграни

Грани филиграни

День сегодняшний на выставке представлен великолепным макетом исторической панорамы кремля, который семейная чета мастеров Агаповых сделали специально к выставке по материалам из Писцовой книги
1621–1622 годов. Это детальная реконструкция общего вида средневековой каменной крепости и соседних с ней территорий. А рядом кремль, созданный в технике казаковской филиграни, изготовленный заслуженным мастером нижегородских художественных промыслов Борисом Тупичкиным.

Этой весной музей сделал необычный заказ специалистам художественных промыслов – завершает выставку 16 панно и ваза с видами города, созданные городецкими мастерами. Самой популярной у посетителей стала работа, изображающая театр драмы, – «После премьеры». Все они без привычных музейных ярлычков, потому как мастера оставляют свои подписи прямо на изделиях. И это особо интересное занятие для посетителей – найти их и узнать имя того, кто создал эту красоту.

0+

Макет средневекового кремля
Exit mobile version