Страна эрзян
Мы хорошо знаем, кто такие грузины, азербайджанцы, татары ипредставители других национальностей, имеющие свою государственность илисуверенитет. Но многие ли знают, кто такие эрзя? А ведь это исконная народностьсо своим языком, традициями, обычаями, исторически проживающая в нашем регионе.Не букашка– Я русский эрзянин, – так называет себя Михаил ИвановичБезаев, председатель совета нижегородского отделения ассоциации финно-угорскихнародов России, председатель совета общественного движения «Мордовскийкультурный центр «Ялгат» Нижегородской области.– Когда исчезает букашка, её заносят в Красную книгу и бьюттревогу. А когда исчезает целый народ? Мы, эрзя, до 60‑х годов прошлого векажили большими сёлами, в которых говорили исключительно на своём родном языке,хотя учились в школе на русском, – говорит Безаев. – Сейчас, по даннымпоследней переписи, нас осталось 20 тысяч с небольшим. По предпоследнейпереписи 25 тысяч. А три переписи назад было 36 тысяч. Исчезаем…По словам Михаила Безаева, в Нижегородской области эрзянеисторически жили между Сурой, Волгой и Окой. Сейчас эрзянские сёла остались всеми районах – Сеченовском, Пильнинском, Сергачском, Гагинском,Большеболдинском, Лукояновском, Шатковском. Хотя многие населённые пункты южнееНижнего Новгорода сохраняют эрзянские названия, например, Арзамас (Эрзя Мас, тоесть страна эрзян).Многие и не подозревают, что являются потомками эрзя.Михаил Безаев.– Но о самих эрзянах забыли, нас будто не существует: врегионе нет ни эрзянских газет, ни своего телеканала, – сетует Михаил Иванович.– Например, телевещание на татарском есть в двух районах, почему бы не сделатьканал и на эрзянском? Люди должны помнить свой язык, свои традиции. Ведь этоисторические традиции и Нижегородской земли. Эрзя, как и марийцы, мокшане,чуваши, исстари составляют часть населения региона, но только в двух школахобласти есть факультативы эрзянского языка, ещё в двух школах – кружкиэрзянской культуры. Хотя до 1956 года эрзянский преподавали в школах наших сёл,а до революции аттестат реального училища выдавали на эрзянском языке.Без ассимиляцииКак утверждает Михаил Иванович, эрзян ещё со средних вековстарались ассимилировать с людьми других национальностей.– Как мне рассказывала моя бабушка, жительница села КакиноГагинского района, из уст в уста передавалась история о том, как Иван Грозныйсвозил эрзян из хуторов, в которых традиционно жили финно-угорские народы, вбольшие селения, чтобы легче было поставить их под управление. Как потомЕкатерина Вторая насильственно старалась ассимилировать эрзян с русскими, свозяих в одни сёла в пропорции «один к одному».Например, сёла Итманово Гагинского или КрапивкиЛукояновского района так и остались смешанными. Эрзяне с русскими всегда жилидружно, но хранили свои обычаи.«Вадря» против «цеберя»Кстати, мордва, по мнению Михаила Безаева, искусственнообразованная народность из двух совершенно разных этносов – эрзя и мокши.– Произошло это в средние века, когда церковным писцам былолегче писать «мордва», чем «эрзя и мокша». Это подтверждается тем, чтомордовского языка нет, а есть эрзянский и мокшанский, – утверждает МихаилИванович. – Мы не понимаем языков друг друга. Например, «хорошо» по-нашему«вадря», по-мокшански – «цеберь». Мокши ближе к тюркской культуре. Этоотражается и в национальных костюмах. Так, у мокшан женские наряды напоминаютвосточные – платья до колен и шаровары, а у нас платья длинные, в пол. Нашикостюмы украшены монистами, у них – бисером. И национальные танцы совершенноразные: эрзянские больше похожи на марийские и русские, а мокшанские – навосточные.– Сейчас национальное самосознание эрзя возвращается.Например, недавно в Лукояновском и Большеболдинском районах проводили свадьбыпо нашим обрядам, – продолжает Безаев. – Люди возвращаются к своим традициям, ив этом есть заслуга государства. Как подчеркнул руководитель страны ВладимирПутин в Казани на открытии чемпионата мира по плаванию, российскаягосударственность состоит из многочисленных культур многонациональногороссийского народа.Моления у родниковСамая важная вещь для эрзянской девушки – выдолбленный излипового ствола сундук-парь для приданого. В него собирали всё её рукоделие ссамых ранних лет. И когда в дом приходила сваха, она в первую очередьзнакомилась с содержимым паря.Об этом нам рассказал заведующий отделом эрзянской культурыЛукояновского краеведческого музея Николай Аношкин:– Эрзянская девушка, выходя замуж, должна была принести вэтом сундуке всю одежду, которую будет носить до конца жизни: в доме мужа онаносила в основном только то, что сшила до замужества. Поэтому парь не случайноделали из липы: это дерево не грызут мыши, оно не трескается. И значит, главноедостояние невесты – её костюмы – сохранится долгие годы.Одежда эрзянок была большой ценностью, её украшали монетами,сложной вышивкой, цепочками. Говорили, что эрзянскую женщину было сначалавидно, а потом слышно – столько звучащих элементов было в её костюме. Кстати,весил он порядка 14 – 15 килограммов.Николай Иванович Аношкин – тоже эрзянин и долгие годыисследует всё, что связано с древними обычаями предков. В том числе культовыеместа, где совершались родовые моления – эрзянские озксы. Они совершались уродников, в священных рощах и посвящались началу или завершению важных дел,например связанных с земледелием.Благодаря музею эрзянской культуры Лукоянов стал эрзянскимобластным нацио-нально-культурным центром. А на одной из открытых НиколаемАношкиным молельных полян, у родника близ села Новосёлки в Лукояновском районе,шесть лет назад в последнюю субботу июля начали проводить ежегодный фестивальнациональной культуры «Эрзянь Лисьмапря», что означает «Эрзянский родник».За эти несколько лет поляна превратилась в музей подоткрытым небом: каждый год во время фестиваля открывают новые скульптурыизвестных исторических личностей эрзя. Есть среди них богиня воды Виряве,богиня земли Мастораве, великая птица Иненармунь, которая, по преданию, помоглатворцу мира Инешкипазу создать земных и небесных богов, и другие.Два года назад фестиваль обрёл статус межрегионального.