Светлана Тюльпанова: Мечтаю сыграть шепелявую дурочку
Хрупкая девушка с огромными глазами, нежная мать четверыхдетей может в мгновение ока превратиться в героиню с горящим взором, пронзающуюшпагой врага. Недавно Светлана Тюльпанова, актриса театра «Комедiя», сталалучшей на Международном фестивале сценического фехтования «Серебряная шпага».Север и индийские танцыА началась эта история в суровом северном краю – в Воркуте.Папа Светланы служил там в армии, а мама приехала на учёбу в шахто-строительныйтехникум. Встретились, поженились, родилась дочка Светочка…– Я всегда была очень бойкая, – рассказывает Светлана. – Спервого класса занималась художественной гимнастикой, стала кандидатом вмастера спорта. Ездила на сборы. А в шестом классе решила стать актрисой.– Почему не олимпийской чемпионкой, к примеру?– Любовь к театру возникла из любви к индийским фильмам. Я пересматривалаих по сто раз, танцевала индийские танцы, даже пыталась выучить хинди. Так ипоявилась мечта стать актрисой. Брала частные уроки у актёра воркутинскогодраматического театра. Два года тщетно поступала в театральные вузы Москвы иСанкт-Петербурга, а в итоге поступила на режиссёрское, в культпросвет на Бору.И с его красным дипломом поехала в Арзамас.Едина в пяти лицах– Чем же встретил вас «тихий городок в садах»?– Моя карьера началась в ТЮЗе. Театр только открылся, быланехватка кадров, и меня сразу взяли на должности актрисы, помощника режиссёра,завтруппой, реквизитора и балетмейстера! Было тяжело, но я справилась. ПотомТЮЗ слился с драмтеатром, и с ролей в сказках, которых я переигралабесчисленное количество – от Красной Шапочки до Розы и Змеи в «Маленькомпринце», – я перешла на взрослый репертуар.– Какая роль стала самой важной?– Катрин в «Мамаше Кураж и её детях» Брехта. Это одна измоих лучших ролей. Для того чтобы сыграть немую, брала уроки у глухонемых. Испектакль «Муки ада», где я впервые взяла в руки самурайский меч. Эта роль быламне близка – как спортсменка я люблю всякого рода сценическое движение,пластику. Я даже собиралась поступать в аспирантуру на педагога по сценическомудвижению в институт имени Щукина, но тогда у меня не было высшего образования,а я об этом не задумалась. Выучила наизусть Станиславского, перелопатила всюлитературу по этой теме, приготовила огромный доклад… В итоге поступила вЕкатеринбургский театральный институт. Училась у ученика Товстоногова ВячеславаАнисимова. Но когда окончила институт, у меня уже подрастали детки, так я вЩуку и не поехала.– Но ещё не поздно!– Мне многие об этом говорят, но, кажется, сил уже нехватит. Так что осталась несбывшаяся мечта. Хотя кто знает!Быть ли стервой?– Как вы решились покинуть театр и поехать в Нижний?– В Арзамасском ТЮЗе я встретила Игоря Михельсона, которыйстал моим мужем. Мы оказались в театре самыми успешными молодыми актёрами, нанас строили репертуар, мы играли все главные роли, но хотелось большего, и мыуехали в Нижний за нашим любимым режиссёром Павлом Мясниковым, который позвалнас в театр «Вера». Но и там нам чего-то не хватало. Пришла я как-то в театр«Комедiя» на спектакль «Сон в летнюю ночь», и он оказался судьбоносным. Японяла, что хочу в этот театр. Всё во мне перевернулось. Это был шок. Я немогла ни есть, ни пить, ни спать. Стала уговаривать Игоря, притащила его наспектакль… И вот мы в театре «Комедiя».– В театре комедии вы чувствуете себя дома?– Игорь стал ведущим актёром театра, я не прогадала, хотя уменя всё складывается потише. Женщине приходится выбирать: либо карьера, либодети. Для меня на первом месте семья. Я пришла в театр, через год ушла вдекрет, а потом… опять ушла в декрет. Естественно, многое упустила – ужедавали роли в спектаклях, которые с успехом идут до сих пор. Так что сегодняролей у меня не так много, но это мой выбор, о котором не жалею.– Вы великолепны в спектакле «Прощальные гастроли».Насколько он отражает жизнь актрис?– Там вымысла нет совершенно! Драматург писал это для своейжены, актрисы Ирины Муравьёвой. Это реальная история про нашу жизнь, разве чточетыре актрисы, любящие одного режиссёра, могут быть вымыслом… А может, и нет.– А надо ли быть в театре такой стервочкой, как вашагероиня?– Лично я не могу идти по трупам. Даже странно, что мнепопадаются такие роли – «волевая, сильная, решительная». И в «Доме БернардыАльбы», и в «Прощальных гастролях», и в премьере «Любовь премиум-класса». Такойменя видят режиссёры – один и тот же типаж, просто другой текст, другой костюм,другой грим. А я сижу и думаю: ну когда же мне дадут сопливую шепелявую дурочкусыграть!– Неожиданная мечта. А о чем вы ещё мечтаете?– Сыграть Жанну Д’Арк. И Дон Жуана в пьесе «Тогда, вСевилье» Самуила Алёшина. В его версии Дон Жуан – женщина. Представляете, когдая уехала из Арзамаса, там поставили этот спектакль!Страсть к оружию– Так вот она откуда – любовь к шпаге! Как вы решилисьучаствовать в фестивале?– Дима Заботин пришёл в наш театр, будучи профессиональнымфехтовальщиком, и на фестивале «Серебряная шпага» в 2012 году получил этот призза лучший бой за номер «Графиня де Монсоро». Я посмотрела его в записи изагорелась. Не думала ни о каком фестивале, хотелось просто овладеть шпагой.– Так это не он вас соблазнил?– Наоборот, я – его! Страсть к холодному оружию у меня сдетства. Откуда – загадка. Может, башкирская родословная виновата – янаполовину башкирка. Плюс обожаю историю и исторические фильмы. Ещё в Арзамасемы делали отрывок, где я дралась с четырьмя партнёрами одновременно. И вдругпровидение посылает мне Диму. Со шпагой в руке он просто бог! И я попросила егосо мной позаниматься. Мы начинали с азов. Я съездила на «Серебряную шпагу» какзритель, вдохновилась. Потом взяли отрывок для капустника. И где-то в октябреДима предложил мне участвовать в фестивале.– Почему вы выбрали для выступления фрагмент из «Учителяфехтования?»– Мы хотели взять «Опасные связи», но наш друг АндрейПаньшин, который также очень любит фехтование, предложил нам «Учителяфехтования» и этим принёс нам удачу.– Как же мечта стала реальностью?– Я мечтала просто попасть на фестиваль, а там появиласьцель – что-то завоевать. Мы выступали в десятом часу вечера – перебоялись,переволновались, перегорели. Уже был свет немил. Казалось, вся тяжесть мирапала на наши плечи. Даже губы ссохлись, и для каждой фразы на сцене приходилосьих разлеплять. Восемь минут выступления стали вечностью. А когда мы попали ввосьмёрку сильнейших, захотелось победить. Это была битва! Я получила главнуюноминацию и плакала… от того, что всё сделал Дима. Это наша общая победа, априз достался мне.– А если он заново позовёт вас на фестиваль на следующийгод?– Ой… Мне надо очень сильно подумать на эту тему: готова лия пойти на такие жертвы? Я чуть не рассыпалась там, на фестивале. Дима говорил:«Выйдешь со сцены и рассыпайся». Да и в плане семьи слишком много времени наэто уходит. Увидим. Может, просто нужно время отдохнуть?Таким увидели номер – победитель «Серебряной шпаги»нижегородцы на закрытии сезона театра «Комедiя»