Тайна вклада
Сохраняется не только в швейцарских банках, но и у отечественных благотворителей. Одним из самых известных нижегородских меценатов был, да, наверное, в народной памяти и остается, несмотря на то, что жил он сто с лишним лет назад, купец Николай Бугров. Страшно подумать, Николай Александрович умудрялся отдавать на благотворительность аж 45 процентов от своего чистого дохода. А зарабатывал он миллионами… Движение в сторону Бугрова Делал он это не ради какой-то выгоды, а, как говорится, от широты души и в силу традиций. Ведь ни о каких налоговых льготах в те времена и не помышляли. Нет их для тех, кто хочет отдать свои деньги на доброе дело, и сегодня. Вот только о меценатах размаха Бугрова сегодня практически не слышно. Впрочем, по данным ассоциации «Служение», ежегодно количество меценатов и волонтеров среди нижегородских деловых людей только растет.Об этом свидетельствуютцифры: за 12 лет существованияассоциации число участников благотворительных конкурсов выросло по сравнению с первым годом в 25 раз — с четырех до ста.Только в 2010 году общий объем средств, направленных на благотворительные цели, составил почти 100 миллионов рублей! Принцип «десятины» Мы попросили директора по развитию ассоциации «Служение» Аллу БАЛАШОВУ рассказать, кто и зачем занимается в наше время деятельностью, которая приносит не прибыль, а «убытки». — Явление благотворительности существовало и всоветское время, но тогда оно не одобрялось государством, которое позиционировало себя как единственного помощника для попавших в трудную жизненную ситуацию.Но взаимовыручка присутствовала всегда. Достаточно вспомнить, как люди отрывали от себя последнее в годы войны, чтобыподелиться с товарищем, собрать посылку на фронт, и никто не считал это подвигом, за который надо получать награды. Быть благотворителем — это и внутри нашей культуры, и внутри естества человека. Но вместе с тем принято считать, что благотворительность — удел богатых. Но, ведь кто сколько может, тот столько и должен отдать. Что-то наподобие принципа «десятины».И люди с высоким доходом зачастую ему следуют. И пока это норма, с нашим обществом все будет хорошо.Кстати, существует огромное количество людей, которые совершаютдобрые дела (покупают батон старенькой соседке, занимаются счужими детьми, позволяя расписать свой гараж или разобрать свой старый автомобиль и т.д.),и не считают себя благотворителями. И никому об этом не рассказывают. Хорошие поступки совершать неприлично? — Наши благотворители часто говорят, что добрые дела надо совершать в тайне. Наверное, это так: кто и как распоряжается своими деньгами — дело сакральное. Мы же хотим показать, что поступки такого рода — это нормально, и если ты хочешь делать добро- делай! Люди часто стесняются своих хороших поступков.И возникает уродливое ощущение, что делать добрые дела неприлично. Ведь о чем у наспринято писать, говорить? О мошенничестве, других безнравственных поступках. Их-то мы публично обсуждаем, а достойных дел стыдимся. Мы же стремимся уравновесить негативную информацию позитивной, чтобы не создавалось впечатления, что все в обществе так плохо и будущее беспросветно. Составляющие коммерческой помощи — Коммерческая благотворительность- это нечто иное, хотя и тут тоже естьпересечение с частными вещами, ведь решение об этом принимают люди. Мотивыблаготворительности у коммерческих организаций, на мой взгляд, состоят из трех частей:во-первых, это чисто человеческая позиция руководителя, топ-менеджеров, коллектива- поддержать, помочь.На западе это вообще является частью корпоративной культуры. Благотворительность позволяет сотрудникам открыться друг другу, отношения в коллективе улучшаются. Вторая составляющая — чисто экономический подход. Вкладываться в территорию присутствия- это скорее выгодно, чем наоборот. Ведь благотворительность лишает смысла упреки типа «вы тут за наш счет…», которые особенно часто звучат в адрес добывающих компаний. То есть благотворительностью компания просто как бы проплачивает сам факт своего появления. Третья составляющая находится между человеческим и экономическим мотивами. Каждый из служащих организации, будь то директор крупной компании или ее менеджер, закончив рабочий день, становится простожителем. Он ездит по тем же улицам, и пусть его дети ходят в не совсем обычные школы и детские сады, но рано или поздно их миры столкнутся.И поэтому люди хотят вкладываться в территорию, где они живут.И они это делают не потому, что у них много денег, и не потому , что они такие уж милосердные. Просто они тоже хотят, чтобы вокруг росли деревья, чтобы асфальт на дороге не был разбитым и т.д. PR — это не ругательство — Но на самом деле не так уж важно, почему коммерческие организации делают добрые дела. И пусть это связано с удовлетворением собственных амбиций — я не вижу в этом ничего зазорного. И слово «пиар» не считаю ругательным. Творить добро — это прекрасный способ самореализации и удовлетворения каких-то внутренних потребностей. Разве плохо иметь потребность быть нужным кому-то? Среди успешных людей всегда было много меценатов. Да, для того, чтобы решиться заниматься благотворительностью, нужна смелость. Но если ты не будешь стыдиться творить добро, то рядом с тобой проявятся и другие такие же смелые. Ведь добрых и отзывчивых людей в нашей области в десятки и сотни раз больше, чем кажется.Например, наш «Добрый Нижний» стартовалс 10 организаций, а в результате участниками стали 10 тысяч нижегородцев. Значит, каждый из первых добровольцев увлек за собой тысячи человек! Историй должно быть много! — У «Служения» есть одна особенность: у нас победителям какой-то номинации нельзя участвовать в ней во второй раз. Если бы мы награждали всех, кто этого заслуживает, у нас просто не хватило бысредств на чеканку медалей. Но ставшие победителями продолжают эту деятельность и без всяких наград. Наша задача — приблизиться к тому моменту, когда люди перестанут воспринимать благотворительность как событие. Когда таких историй будет так много, смысл наших конкурсов потеряется — ведь благотворителями будут все, это станет нормой.Из истории вопроса Бугровские корни Бугров Николай Александрович (1837 – 1911), русский предприниматель, нижегородский купец, миллионер; самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX — начала XX века, меценат и благотворитель. Николай Бугров родился в Нижнем Новгороде в старообрядческой купеческой семье и стал продолжателем дела, начатого его дедом, Петром Егоровичем, и продолженного отцом, Александром Петровичем. Николай Бугров был крупным торговцем хлеба, с 1896 года он получил право поставлять хлеб для русской армии; владелец множества паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии грузовых барж. «Товарищество паровых механических мельниц» Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Будучи крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода, Николай Бугров вкладывал большие средства в строительство, часть дохода от которого он регулярно тратил на содержание ночлежного дома, выстроенного его отцом. Николай Александрович выстроил в Нижнем Новгороде здание Волжско-Камского банка на Рождественской улице, 27, профинансировал строительство здания городской Думы на Благовещенской площади (позднее — Дворец труда, Большая Покровская улица, 1), строил приюты, школы. При его участии в Нижнем Новгороде был построен водопровод. Пользование им было бесплатным. Российские реалии Официально в современной России благотворительностью разрешили заниматься 11 августа 1995 года, когда был подписан соответствующий федеральный закон, установивший, что «финансовую поддержку нуждающимся могут оказывать общественные организации, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане». В обмен меценатам предлагался целый ряд существенных налоговых льгот. Но в 2002 году государство от поддержки массового благотворительного движения решило отказаться. Формулировка проста: мол,филантропы с помощью пожертвований в основном нелегально снижали свои налоги, а вовсе не помогали людям. Вот и получается, что в настоящее время и фирмы, и граждане, которые жертвуют деньги, не только не имеют от этого какой-либо материальной выгоды, но и вынуждены платить с этих сумм налоги. Зарубежный опыт Платить налоги с пожертвованных сумм обязаны и предприниматели практически всего Евросоюза. Но несмотря на отсутствие ощутимых льгот, средства на благотворительность жертвуют до 95 процентов деловых людей Старого Света. А вот меценатам из США грех жаловаться на свое законодательство. Там корпорации имеют право жертвовать до 10 процентов своей прибыли. С этой суммы они не платят налоги. Но, как показывает статистика, основная часть пожертвований поступает все же от граждан. Одна из распространенных форм частной благотворительности в США — так называемые Donor Advised Fund. Это фонды, которые информируют гражданина о том, куда перечисляют деньги с его благотворительного счета. Он получает скидку по подоходному налогу на сумму, которую внес на этот счет. Если гражданин делает взнос не наличными деньгами, а ценными бумагами, то налоговую скидку дают на прирост капитала. В свою очередь, средства, которые находятся на счете, фонды вкладывают в ценные бумаги и банки. Таким образом, их сумма с течением времени может возрасти. Но благотворитель не может контролировать инвестиции. Обычно он только рекомендует, в какие активы можно вложить его деньги, и устанавливает приемлемый уровень риска инвестиций. Изъять средства из благотворительных фондов невозможно. В свою очередь, последние взимают с гражданина комиссию за то, что управляют его деньгами. Нередко благотворительные счета в Donor Advised Fund открывают компании. Ведь они получают налоговую льготу на сумму пожертвования. Владимир Кац, первый заместитель директора по экономикеОАО «НИАЭП»:- В 2010 году Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект»направила на благотворительность в Нижегородской области более 66 миллионов рублей. Эти средства пошли на ремонт медицинских и образовательных учреждений, поддержку многодетных семей, детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями, а также на реализацию спортивных и творческих молодежных проектов в регионе. НИАЭП как социально ответственная компания занимается благотворительностью во всех регионах присутствия (их у НИАЭП три — Нижегородская, Ростовская и Тверская области). Для нас социальная ответственность- это не только перечисление средств из бюджета компании, но и личное участие сотрудников в благотворительной деятельности, адресная помощь тем, кто в этом нуждается. Сергей Раков, региональный директор ОАО «Альфа-Банк» по информационной политике:У разных организаций в зависимости от их возможностей существуют свои философские воззрения на их миссию в обществе. Благотворительность, волонтерство- это одна из них. Но благотворительность — это нетолько посыл души, но и латание дыр нашего общества. Почему-то детдома, полностью находящиеся на гособеспечении,обеспечены не полностью, а жизненно важные операции для детейстоят сверхбольших денег, которые родителям больного ребенка просто неоткуда взять.И хотя мы считаемся страной достаточно благополучной, но без благотворительности многих проблем не решить. Есть и еще один мотив, побуждающий, например, конкретно нашу организацию заниматься благотворительностью: работая и зарабатывая,ты должен отблагодарить общество за эту предоставленную возможность.Будущее любого бизнеса тесно связано с социальным благополучием, стабильностью, уровнем культуры и образования в стране.