Там учатся одержимые
«Если вы не умеете грамотно писать, мы вас научим, но если вы не умеете талантливо писать, мы вам не поможем» — это слова Сергея Есина, заведующего кафедрой литературного мастерства единственного в России вуза, который помогает развивать способности писателя. Слова Сергея Николаевича — это принцип приема в Литературный институт им. М. Горького, где смотрят на способности и на серьезность намерения продолжать заниматься писательством в будущем, где у каждого студента есть свой мастер. Жанна Пестова поступила в Литературный институт три года назад. Она живет в деревне Прокошево Кстовского района, работает в сельской библиотеке, пишет прозу, стихи. Раз в полгода уезжает в Москву на сессию. Кроме русской и зарубежной литературы, проходят теорию прозы, спецкурсы, многие предметы, которых нет в других вузах. Они, как призналась Жанна, помогают лучше видеть достоинства и недостатки своих произведений. И крайне значительна в процессе учебы роль мастера — человека, который признал природное дарование студента еще при его поступлении. Но обо всем по порядку. — Жанна, расскажите, пожалуйста, как становятся студентами Литинститута? — Сначала нужно отправить творческую работу в приемную комиссию. Мастера ее читают. Если кому-нибудь твое произведение понравится, то он вызовет тебя на вступительные экзамены. Сдают русский, литературу и творческий этюд: дают несколько тем на выбор, и за несколько часов нужно написать. У меня была тема «Граница между городом и деревней», а жанр — эссе. Но самое главное — это пройти итоговое собеседование, на котором присутствуют все заведующие кафедрами и ректор. Они проверяют эрудицию, кругозор, серьезность намерений. Собеседование решает все. У меня вообще была уверенность, что я не пройду: изложение — на уровне четверки, этюд — не очень-то… Пошла на собеседование. Ректор меня представил остальным. Спросили, где я работаю, обсуждали проблему сельских библиотек. Плавно перешли к литературе. Есин сказал мне, что надо писать каждый день, набивать руку, не давать читать друзьям, только врагам — критика полезна. Через три дня узнала результаты. Мне поставили 95 баллов из ста. Очень высоко оценили. — Как так получилось, что вы решили поступить в этот вуз? — Не думала, что когда-то буду здесь учиться. Правда, вообще, я с детства жила в каком-то своем мире, писала стихи. Кого-то поддерживают в творчестве учителя, кого-то — родители. В школе никто не знал, что я сочиняю. У меня в семье папа писал стихи, умел рассказывать сказки, которые сам и придумывал. Первый свой рассказ «Елочка» я написала… мысленно, когда копала картошку. Как-то так нашло. А вечером я записала его на бумагу, начала работать над ним. Это рассказ о маленькой девочке, которая нашла себе подругу — елочку. Время шло. Взрослая уже девушка уехала из дома учиться в институт, а когда вернулась — елочку спилили. Сестра, папа советовали отправить мои работы на творческий конкурс. Отослала несколько рассказов. Ответа никакого не было. Однажды, где-то уже в июле, я случайно наткнулась в Интернете на список прошедших творческий конкурс и увидела в нем свою фамилию. Это было незадолго до вступительных испытаний, так что к экзаменам не была готова. — Жанна, все говорят, что в Москве не пробиться, а в московских вузах учатся одни «сливки». Какие студенты учатся в Литинституте? — Это очень разные люди. Есть такие, которые чуть-чуть концы с концами сводят, сами зарабатывают, сами пробиваются как-то. Многие — совсем еще молодые, приехали издалека. А есть и такие, которые и разговаривать с тобой не будут, потому что джинсы не той марки. У нас на курсе учится женщина, о которой я не могу не рассказать. Она из глубинки. В своем родном городе живет на 3000 рублей, кое-как копит, приезжает на сессию в Москву и все экзамены сдает хорошо. Она доказывает своему взрослому сыну, что можно чего-то достигнуть, что стоит к чему-то стремиться. — Там учатся одержимые? — В основном, да. Во всяком случае, они считают, что у них большие способности. Помимо знаний творческого процесса Литинститут дает опыт общения, происходит тренировка авторского самолюбия: это когда ты думаешь, что очень талантлив, а тебе говорят вовсе не то, что ожидал. Иногда студенты пишут прямо в коридоре. Без этого они уже жить не могут. Эту особенную любовь, страсть к своей работе развивает мастер. Меня, например, учит Алексей Варламов, он в МГУ русский язык преподает. Семинар проходит раз в неделю. Основную часть занятия обсуждаем произведение кого-то из студентов. Тексты раздаются всем заранее, чтобы можно было посидеть с карандашом в руке, подумать. А на семинаре разбираем, спорим о языке, о форме, говорим о творчестве. Вообще, значительная часть молодых людей пишут фэнтэзи. Остальные — о реальной жизни, о психологии взаимоотношений, о человеке, его отношении к людям и к себе. Понимаете, для студентов их литературное творчество — это целая жизнь! Но конкуренции нет. Конкуренция есть тогда, когда печатают, а мы просто обсуждаем. — В чем, по-вашему, талант писателя? — Это, наверное, умение создать произведение, которое как будто бы и не написано. Потому что вот она, сама жизнь. И ты веришь автору. Или начинаешь с ним спорить. Талантливый человек чувствует, как все это должно быть. Учеба ему необходима, потому что теория просто помогает — узнаешь законы, по которым создается произведение. Жанна Пестова работает в малых жанрах. Ее последний рассказ «Ночь в библиотеке» о непростых взаимоотношениях девушки с матерью. Скоро в Красноярске выйдет альманах «Новый Енисейский литератор», в котором будет опубликован рассказ нашей землячки, студентки Литинститута, «Другая жизнь» о простом человеческом счастье.