Театральная глобализация по-нижегородски
Ныне в рамках традиционного Всероссийского фестиваля «Болдинская осень» впервые прошла межвузовская научно-практическая конференция. Именитые нижегородские ученые, а также аспиранты и студенты собрались в театре оперы и балета, чтобы подвести итоги осуществляемой уже больше десятилетия программы «Театр — образование». В своих докладах и сообщениях они поделились видением перспектив того, как классическое музыкальное искусство интегрировать в сферу интересов современной молодежи. Остроту темы еще раз подтвердило исследование, проведенное в феврале 2008 года студентами НГЛУ под руководством заведующей кафедрой философии и теории коммуникации, доктора философских наук, профессора Е. П. Савруцкой. Оно свидетельствует, что меньше 10 проц. опрошенных регулярно посещают театр, 43,4 проц. абсолютно равнодушны к опере и балету, более 27 проц. даже с неприязнью относятся к сценической классике. Не вина, а беда молодых, что они удовлетворяются убогими культурными запросами. Как справедливо заметила В. А. Фортунатова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии Нижегородского педуниверситета, вступающий во взрослую жизнь человек окружен монстрами псевдокультуры, а наставника рядом нет.Точнее, его функцию активно берет на себя телевидение, формируя определенную систему нравственных ориентиров и эстетических пристрастий. Какова эта система, нет нужды объяснять. В своем выступлении Е. П. Савруцкая с горечью констатировала: не российские, а западные специалисты изучают феномен нашего телевидения и приходят к неутешительным выводам. Ни в одной европейской стране эфир не заполнен таким количеством насилия и цинизма, как в России. «Торжествует шариковщина», — сетует профессор.Однако авторитетные люди собрались на конференцию вовсе не для того, чтобы жаловаться, а чтобы определиться в своих возможностях влиять на негативные обстоятельства. И такое противодействие уже работает. Это программа «Театр — образование», затеянная в 1995 году Нижегородским академическим театром оперы и балета совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом. Приблизить классическое искусство к молодежи, сделать престижным в ее глазах посещение музыкального театра попробовали два зачинателя дела — В. А. Фортунатова и директор театра заслуженный работник культуры России, лауреат целого ряда престижных премий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Нижегородского филиала УРАО А. Д. Ермакова.Анна Дмитриевна вспоминает, в какое сложное время стартовал уникальный проект. Многие общественные институты шатались, трудно приходилось руководимому ею коллективу. Но именно поэтому представлялось жизненно важным выработать стратегию сохранения на подмостках достижений предшественников, сформировать отношения с новым поколением публики. И студентов, будущих педагогов, по специальным абонементам стали настойчиво приглашать на оперные и балетные спектакли. Брали за руку, вели в театр. Вступительное слово помогало зрителям-дебютантам настроиться на восприятие сложного и необычного для них творческого «продукта». Возможность побывать на репетициях, пообщаться с исполнителями и постановщиками, заглянуть на «кухню» очередной премьеры, а затем обсудить результат труда творческого коллектива — все это тоже развивало зрительские навыки, эстетический вкус, подогревало интерес к искусству.Начав сотрудничество с одним вузом, театр привлек к партнерству в проекте филиал университета Российской академии образования, лингвистический университет, медакадемию. Даже сами организаторы поначалу не подозревали, какие откроются перспективы. Не только просветительские, образовательные, но и научные. Так, в педагогическом университете теперь все больше внимания уделяют новому направлению исследований — театропедагогике.В. А. Фортунатова, подводя итог 13-летнего сотрудничества с театром, абсолютно убеждена: в социализации молодого человека роль сценического искусства может быть очень значимой. «Театр — активная образовательная идеология, он не только отражает, он определяет бытие», — утверждает Вера Алексеевна. И предлагает участникам конференции такой лозунг дня: «Театральная глобализация по-нижегородски».Ну а что же сами студенты, которые и являются «объектом» программы «Театр — образование»? Выпущенная к конференции брошюра «Проникновение в тайны театра» содержит их творческие работы. Зачастую не бывавшие до этого ни на одном оперном и балетном спектакле, они стали открывать для себя сложный, но интересный мир. В отзывах об увиденных репетициях и премьерах присутствуют пусть наивно выраженные, но столь плодотворные радость, восторг приобщения к настоящим ценностям культуры, есть стремление размышлять над полученными необычными ощущениями. И даже желание театру помочь. Студенческая команда НГЛУ предложила свой пиар-проект, в котором, в частности, рекомендуется провести модную ныне моб акцию в день показа оперы «Пиковая дама». Ее участники достают по команде колоды карт, разбрасывают их и исчезают, заинтриговав прохожих.Кому-то предложение покажется всего лишь забавным. Однако наше время, действительно, требует порой нестандартных ходов, чтобы завладеть вниманием молодой публики. Стоит поучиться выигрывать не только сценическим мастерством, а и мастерством ведения информационного боя за умы земляков.Вот таким «манком» для участников межвузовской конференции «Театр — образование» стала презентация сценографии будущей премьеры нашего театра — оперы Даргомыжского на сюжет Пушкина «Русалка». В фойе перед ними развернулось необычное действо. Известный столичный театральный художник Виктор Вольский демонстрировал на макете, какими будут декорации, пространственное решение разных картин, световая партитура нового спектакля. Режиссер-постановщик из Петербурга В. Милков давал свои пояснения. Знакомство с эскизами костюмов, выполненными молодым московским художником М. Вольской, завершило целостное впечатление. Мы погрузились в атмосферу, в образный мир премьеры, даже еще не поставленной на сцене. Ну разве после такого не захочется обязательно прийти на первое представление «Русалки» осенью 2009 года?Впрочем, и на нынешней «Болдинской осени» зал исправно заполняется. С аншлагом прошел фестивальный спектакль «Мадам Баттерфляй», после завершения которого публика кричала «браво» талантливым нижегородским исполнителям.19 ноября в «Евгении Онегине» выступила целая когорта солистов и дирижер из Петербургского Михайловского театра, подарив меломанам новые ощущения от известных назубок лирических сцен Чайковского по роману в стихах Пушкина. Вечер 21 ноября — это снова встреча с музыкой Петра Ильича и персонажами Александра Сергеевича, и снова ожидание сюрприза. Ведь в «Пиковой даме» мы впервые услышали солистов Саратовского академического театра оперы и балета. Сегодня вечером «Лебединое озеро» с участием стличных танцовщиков, народных артистов России Оксаны Кузьменко и Виктора Дика. А завтра — заключительный концерт «Не зарастет народная тропа».