В минувшие выходные в Нижнем Новгороде прошла первая межрегиональная конференция, посвященная влиянию дистанционных технологий и цифровизации на здоровье детей. На мероприятии, прошедшем по инициативе общественных организаций родителей и при поддержке партии "Справедливая Россия — За Правду" обсудили, как интернет и тотальная компьютеризация сказываются на качестве учебного процесса и психологическом состоянии школьников.
Меньше чем через месяц школы вновь распахнут свои двери для учеников. Сотрудники Роспотребнадзора утверждают, что в новом учебном году все дети будут учиться очно. Однако они делают оговорку, что всё будет зависеть от эпидобстановки. В связи с этим многие родители переживают, что некоторые дети проведут очередной год на удаленке, а первоклассники будут знакомится с радостями школьной жизни в домашних стенах. Кроме того, прежний опыт дистанционного обучения с использованием различных технологий побудил сферу образования развивать и продвигать цифровизацию, что также вызвало массу вопросов у родителей и общественников.
- Почти 200 миллиардов государство инвестирует для того, чтобы подключить школы к цифровой образовательной среде, сделать доступным интернет, в котором ничего плохого нет. А вот к цифровой доске, которая появляется уже в каждом кабинете возникает вопрос: "насколько она нужна?". Как я понимаю, если педагог не может достучаться до детей и что-то им объяснить с помощью обыкновенных и традиционных способов донесения, то, наверное, и цифровая доска уже не сильно поможет, - считает Инна Гориславцева.
Влияние активного использования технологий детьми активно изучается в научном сообщества. Ученые фиксируют увеличения числа психических расстройств у современной молодежи. С 2016 года на базе Приволжского исследовательского медицинского университета активно изучают тему психического здоровья, в том числе современных школьников. В 2019 году проводилось исследование среди учеников первых-вторых классов нижегородских школ в рамках проекта "Будущее".
- Мы работали со школами и проводили анкетирование родителей, которое помогло оценить основные жалобы, которые родители отмечали в своем ребенке и то, что учителя замечали в психическом состоянии детей. Мы видим, что основная проблема - нарушение внимания: по данным родительских анкет от этого страдает 37 процентов детей, по данным учителей - 28 процентов, - отметила руководитель Университетского центра психологии Оксана Баландина.
По словам эксперта, на психологические особенности современных детей, родившиеся в 2000-е и 2010-е годы влияет обильное использование технологий. У школьников наблюдаются такие психологические проблемы как задержка игрового развития со сниженной фантазией и творческим воображением, рост темповых задержек речи, недоразвитие мелкой моторики, нарушения координации движений.
- Все это может быть следствием снижения общей моторной активности в раннем возрасте, когда они много времени проводят своими гаджетами, - подчеркнула Баландина.
Ученое сообщество также отмечает развитие клипового мышления у детей и отсутствие причинно-следственных связей и причинного мышления из-за повсеместной цифровизации. Кроме того, большая доступность информации ведет к снижению мотивации у ребенка запоминать что-либо, поскольку дети не видят в этом большого смысла.
- Появляется эмоциональная зависимость от родителей. Дети становятся более инфантильными, менее приспособленными к жизни, - уточнила эксперт.
По итогом обсуждения на конференции была составлена резолюция. Её направили в Государственную Думу России, Министерство образования и в Общественную палату Российской Федерации. Участники просят государственные органы ограничить использование цифровых технологий детьми в рамках образовательного процесса. Кроме того, родители настаивают на проведение Министерством здравоохранения масштабного исследования по влиянию дистанционных технологий на зрение детей, на развитие когнитивных функций, на нервную систему, и на другие системы жизнедеятельности детских организмов.
Ранее сайт pravda-nn.ru сообщала, что в Нижнем Новгороде более 15 тысяч первоклассников пойдут в школы с 1 сентября.