Тот самый! Первый русский автомобиль вновь оказался на Нижегородской ярмарке 127 лет спустя
Отреставрированный автомобиль конструкции инженеров Яковлева и Фреза можно было увидеть в эти выходные на Стрелке и на Нижегородской ярмарке. Место для демонстрации было выбрано неслучайно — подобный автомобиль публика увидела впервые в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Возвращение легендарной машины стало возможно благодаря энтузиазму московского искусствоведа Любови Елизаветиной.
На старинной фотографии элегантное авто с откидным верхом будто позирует на фоне павильонов Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Это демонстрация первого русского серийного автомобиля, которую запечатлел фотограф Максим Дмитриев.
«В 1896 году автомобиль Яковлева-Фрезе демонстрировался на Всероссийской выставке не как диковинка и чудо света. Это была четырехколесная самобеглая коляска с бензиновым двигателем, которую предполагали выпускать серийно, то есть это могло стать зарождением автомобильной промышленности России. К сожалению, этого не произошло. Умер Евгений Яковлев, а Фрезе не смог в одиночку продолжить это начинание», — рассказывает Алексей Малышев, экскурсовод и сотрудник музея «Россия — моя история».
Композиция легендарного снимка почти повторилась через 127 лет. Вновь автомобиль конструкции инженеров Петра Фрезе и Евгения Яковлева стоит на фоне пакгаузов, и вновь притягивает внимание нижегородцев и гостей города.
Конечно, время внесло свои коррективы. Пакгаузы, когда-то бывшие каркасом центральных павильонов выставки, проходившей на территории нынешнего Парка им. 1 мая, теперь украшают Стрелку. Автомобиль, считавшийся последним достижением техники, стал историческим экспонатом. Причем настолько редким, что найти специалистов, которые возьмутся за его реставрацию, было нелегко.
«Так как в конце XIX и начале XX века никто не заинтересовался российским автомобилестроением, все машины Яковлева-Фрезе погибли, — рассказывает искусствовед Любовь Елизаветина, — остались их детали. В 80‑х годах прошлого века известный реконструктор Спартак Григорян нашел детали от автомобилей российских конструкторов и хотел восстановить машину, но не успел сделать это при жизни. Незаконченный автомобиль менял владельцев, пока в 2000‑х годах его не купила я».
Автомобиль был в таком состоянии, что однажды в Музее техники, где он хранился, его решили отправить на свалку, просто приняв за груду металла. Всего на реставрацию уникального экспоната ушло 20 лет. Реставраторы-каретчики не брались, потому что это не карета, а автомобиль. Реконструкторы автомобилей отказывались, ссылаясь на то, что это карета. Лишь два года назад мастерская Александра Бушуева, которая делает и машины, и экипажи для киноиндустрии, согласилась восстановить легендарный автомобиль. Большую помощь в реставрации оказал исследователь и автор книг по развитию автомобилестроения Александр Баранцев.
В Нижний Новгород автомобиль Яковлева-Фрезе привезли в рамках акции книжного автопробега «Дорога на маяк», как напоминание, что история родной страны богата на новые открытия, а изучать ее, в том числе по книгам, бесконечно интересно.
Конечно, разъезжать по российским дорогам старинной машине не придется, но продемонстрировать ход она может. Двигатель теперь у нее электрический, система управления прежняя и простая, которой легко овладела, например, четырнадцатилетняя Злата Елизаветина.
Восстановленный автомобиль не закроют в стенах гаража. Зрители смогут его вновь увидеть в подмосковном Жуковском на Детском авиационно-космическом салоне ДАКС-2023.
Затем автомобиль займет свое место в одном из технических музеев Москвы.