Центр «Мой бизнес» начал свою работу в Нижнем Новгороде: рассказываем, как он помогает предпринимателям
Центр «Мой бизнес», открывшийся 6 ноября в нижегородском технопарке «Анкудиновка», сразу показал: это то, что нужно предпринимателям и тем, кто ещё только собирается открыть свой бизнес. Лишь за первые две недели – более сотни личных визитов к консультантам и свыше 1000 телефонных звонков. С какими вопросами чаще всего приходят бизнесмены? Какие проблемы помогает решить этот проект? Это выяснил наш корреспондент, окунувшись в атмосферу работы центра «Мой бизнес».
Одно окно
Стеклянные стены помещения центра «Мой бизнес» словно символизируют: здесь всё открыто, прозрачно. И то, что он находится на первом этаже технопарка, тоже символично: для кого-то посещение станет началом, первой ступенью в большом и успешном деле.
Консультанты в полной готовности, и первый визит этого дня не заставляет себя ждать: предприниматели, мужчина и женщина, пришли за советом. Они собираются выйти на зарубежный рынок.
– Государство создало достаточно много структур, призванных помогать бизнесу в различных направлениях. Информации очень много, и она не всегда достигает цели.
Предприниматель теряется, путается и уже просто не знает, куда обращаться. Понимая это, государство предложило выход: обращение в «одно окно». Это и есть центр «Мой бизнес», – объясняет нам актуальность проекта директор Агентства по развитию кластерной политики и предпринимательства Денис Румянцев, курирующий работу центра.
«Мой бизнес» призван объединить все институты поддержки предпринимателей и создать максимально комфортные условия для работы – чтобы заниматься делами, а не бумажной круговертью.
– Предприниматель задаёт вопрос, – продолжает Денис Румянцев. – И не должен ломать голову над тем, кто на него ответит. Человек просто должен знать: сюда он пришёл с вопросом, сюда же он придёт и за ответом. Это уже наша задача – решить, куда направить его запрос. Это может быть одна структура или сразу несколько. Но предприниматель обратился – мы поможем. В этом суть.
Верный расчёт
Судя по тем обращениям, которые поступили за первое время работы центра, нижегородцы, решившие открыть своё дело, не всегда представляют, чего же они хотят, может ли это быть выгодно.
– Возьмём, например, Тоншаевский район, – рассуждает наш собеседник. – Будет ли успешным проект открытия там современного дорогого салона красоты? Вряд ли. А вот если подумать: там проходит кировская трасса. Много дальнобойного транспорта. И предприятие по его ремонту, техническому обслуживанию может быть востребованным.
Такой простой разговор по непростой теме «С чего начать?» нередко нужен предпринимателям в начале пути. И специалисты центра готовы вместе с ними рассуждать, предлагать варианты.
– Мы сразу настраиваем на ведение честного бизнеса, – продолжает Денис Румянцев, – объясняем, какие отчисления придётся делать. И здесь важно понять, в частности, какие налоги в каком объёме предпринимателю предстоит платить по мере развития бизнеса. Наша задача – помочь ему правильно выбрать форму налогообложения. Есть упрощённая форма – 6 % с оборота. Достаточно лишь декларировать свой доход. Но если бизнес такой, что и расходов много, и рентабельность всего, скажем, 10 %? Тогда если с дохода заплатить 6 %, то останется всего ничего. Мы объясняем: можно выбрать другую форму налогообложения – заплатить 15 %с разницы между доходами и расходами. Если же предприниматель собирается работать с крупным бизнесом, участвовать в госзакупках, то лучше сразу выбрать традиционную форму налогообложения, иначе его никто не будет серьёзно рассматривать в качестве поставщика.
Путь развития
Если бизнес уже существует, то тут тоже есть о чём поговорить. По словам консультантов центра, бывает так, что предприниматель, попав в зону комфорта, не хочет или боится идти дальше. Или не знает, как. Или просто даже не подозревает, что может, например, что-то поставлять государству, работать с крупными структурами. В центре также предложат варианты такого пути, современные схемы. Например, удобный факторинг, если предприниматель опасается уйти в минус из-за возможных задержек платежей по контрактам.
Другой вариант развития – работа на экспорт.
– Предприниматель может даже не догадываться, не думать о том, что его продукция может быть востребована за рубежом, – говорит Денис Румянцев. – А между тем, вы знали, например, что вечерние и свадебные платья, пошитые в Нижегородской области, пользуются спросом у итальянцев, японцев? Причём нужно понимать, что государство оказывает поддержку. И предпринимателю нужно лишь обратиться к специалистам, чтобы понять, как выйти на этот новый уровень развития. Например, частично оплачивается доставка продукции для участия в зарубежных выставках, услуги переводчика, трансферы. Список можно продолжать.
Что касается господдержки предпринимательства в целом, то в центре готовы рассказать обо всех мерах – их немало. Консультанты говорят: если пользоваться ими, то проекты могут окупиться вдвое быстрее, чем у тех предпринимателей, которые о таких мерах, возможно, просто не знают или не умеют ими пользоваться. В центре «Мой бизнес» научат.
По всем вопросам
На сегодня в центре три постоянных консультанта. По словам Дениса Румянцева, это специалисты, обладающие самым широким кругом познаний в сфере предпринимательской деятельности. И они постоянно учатся, получают новую информацию, чтобы дать ответ на любой вопрос. Даже самый, казалось бы, неожиданный:
– Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, где мне взять швей?
И консультант должен сразу ответить, что в Нижнем Новгороде есть институт пищевых технологий и дизайна, который готовит таких специалистов. И можно, даже нужно приглашать студентов на практику. Они могут стать прекрасными работниками.
Также в центре сейчас составляется график работы представителей других организаций. Будут консультировать специалисты налоговой службы, Росреестра, Торгово-промышленной палаты, областного ГУ МЧС (оборудовать объект по всем требованиям Госпожнадзора надо суметь), банковских структур, аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в Нижегородской области, работники МФЦ.
Кроме того, вопросы можно задавать по телефону горячей линии центра «Мой бизнес». И самой топовой темой телефонных консультаций стали вопросы, связанные с трудовым законодательством: как правильно принять человека на работу, как оформить работников – иностранных граждан, какие требования к организации рабочего места – именно по теме «Трудоустройство» предприниматели за первые две недели задали больше 1000 вопросов. Консультанты объясняют: за последнее время в трудовом законодательстве произошло множество изменений. Предпринимателям не всегда легко разобраться.
– Возможности центра мы собираемся расширять. Многое ещё предстоит сделать, – комментирует Денис Румянцев. – Наша задача – сделать бизнес популярным, доступным, понятным. Количество людей, занятых в малом бизнесе, должно расти. Мы готовы оказать в этом всемерную помощь.
Добавим, что окна «Мой бизнес» уже заработали в Дзержинске и Красных Баках. А всего до конца года они должны открыться в 17 городах региона.