Цирк? Да! И не только?
Шанцев отмечает юбилей в цирке. И не только потому, что цирк открылся после 26-летнего ремонта. И не только потому, что Шанцев оказался единственным из всех своих предшественников, кто довёл цирк до ума. И не потому лишь, что строительство цирка, в конце концов, стало для него делом принципа?Цирк ? еще мощный архетип, из которого издавна черпали силу политики разных времен и народов.Мы строили, строили и, наконец, построили ? эта сакраментальная фраза стала девизом празднования 60-летнего юбилея Валерия Шанцева. Губернатор даже президенту лично сообщил, что лучшим подарком к своему дню рожденья считает достройку цирка.Действительно подарок ? ведь цирк закрылся еще в 1981‑м. И с тех пор кто только не пытался его отремонтировать. Сначала ? советская власть, потом ? постсоветская в лице трех губернаторов (Немцов, Скляров, Ходырев). И всё безрезультатно. Последний, кстати, тоже с Путиным лично о достройке цирка разговаривал. Но вскоре был фактически отправлен в отставку.На цирк выделяли деньги, на эти средства что-то делали, но деньги быстро заканчивались, сделанное разворовывали, власти выбивали новые деньги на продолжение строительства? Это была одна из самых распространенных нижегородских докучных сказок. И никто особо уже и не верил, что цирк когда-нибудь на самом деле будет. Года три назад на территории цирка даже часовню поставили ? чтобы дело пошло. Но и это не помогло. (Или помогло всё-таки?)Когда губернатором стал Шанцев, в этой сказке про белого циркового бычка появились новые подробности. Чего стоила, например, перепалка главы области с министром экономического развития Германом Грефом на заседании правительства, которую потом показали на всю страну разные телеканалы. Министр отказался выделить обещанные поначалу на строительство деньги, заявив, что федеральный бюджет на должен финансировать цирки. «Клоунов у нас и так хватает», ? мрачно произнес тогда Греф. А Шанцев в ответ пообещал достроить цирк своими силами и непременно пригласить на открытие Грефа. «Пусть вам там будет хорошо», ? сказал губернатор. И тоже мрачно. Жалко, на его юбилее в цирке министр быть не смог: он в Гватемале продвигал Сочи в качестве столицы Олимпийских игр. Но у него еще есть шанс поприсутствовать на первом (цирковом уже) представлении 1 сентября.Греф явно недооценил политическую значимость цирка. Еще в Древнем Риме императоры понимали, что главное ? дать народу хлеба и зрелищ. Под последними понимая именно действа, творящиеся на цирковой арене. И сами старались не пропускать наиболее ярких представлений. Так что цирк ? это прежде всего искусство политическое. До сих пор на территории бывшей Римской империи сохранились развалины многочисленные амфитеатров.Любой уважающий правитель обязательно держал при себе шута (он же пророк, трикстер. Или клоун ? если по Грефу). В общем, важный государственный пост непременно занимал не кто иной, как представитель циркового искусства же. Это был человек, который не только шептал на ухо шефу голимую правду в виде притч и прибауток, но и сохранял связь правителя как с народом, так и с потусторонним миром одновременно. То есть действовал сразу в двух реальностях ? обыденной видимой и невидимой тонкой, которая испокон веков обеспечивает высоким начальникам изрядную часть их политического успеха. В общем, работенка у этого циркача была та еще.Вот и Ленин в 1923 году сказал наркому просвещения Анатолию Луначарскому: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Потом слово «цирк» (происки вездесущих кинематографистов?) опустили. Но, даже несмотря на это, советский цирк был чуть ли не более значимым мировым брендом, чем советский балет. «Цирк не любить ? всё равно что детей не любить», ? пелось в те годы. И в этом мало кто сомневался. Дети ведь в Советском государстве шли особой статьей. Как цветы жизни.Кстати, когда Ленин произносил эту историческую фразу, в стране существовал один цирк ? в Москве. Но уже в том же году появился второй ? именно в Нижнем Новгороде, на Нижегородской ярмарке.Вот и Михаил Булгаков, весьма чувствительный к всё той же тонкой (потусторонней) реальности, понимал значимость цирка. Не случайно Воланд публично появился перед москвичами в варьете, и сеансы магии в исполнении его свиты были не чем иным, как искусным цирковым представлением.Кио, Кашпировский, Енгибаров, Жириновский, Карандаш, Олег Попов, Куклачев ? все эти талантливые артисты стали фактически национальными героями. И все (кто прямо, кто опосредованно) связаны с цирковым искусством.В общем, цирк ? это наше всё. Архетип, действующий на уровне коллективного бессознательного. Мы его строили, строили и, наконец, построили. А первое цирковое представление 1 сентября будет называться ни много ни мало как «Триумф XXI века».