Убрать пороги на молочной реке
Без молока и множества производных от него продуктов ни один семейный праздник представить невозможно. Но прежде чем попадут они на наши столы, крестьянам надо его получить да продать, не прогадав в цене, а переработчикам, заботясь о качестве, изготовить весь огромный ассортимент молочных продуктов и поставить в торговлю. Сложная технологическая цепочка, и в каждом звене ? свои проблемы. Именно эти вопросы обсуждались на недавнем совещании руководителей молокоперерабатывающих предприятий области.Как отметил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Л. К. Седов, цель данного разговора заключается в том, чтобы оптимизировать отношения партнеров по молочной отрасли на взаимовыгодных условиях. В минувшем году производство молока по всем категориям хозяйств составило 621 тысячу тонн, в том числе в общественном секторе 413 тысяч. Из этого объема молококомбинаты и заводы, которых в области насчитывается 37, плюс 14 молокоперерабатывающих цехов приняли для переработки 340 тысяч тонн. Часть молока, произведенная в области, ушла за ее пределы, часть, наоборот, закупалась в хозяйствах соседних регионов. Отрадно, что доля завозной продукции уменьшается, а собственного в переработке растет. Это связано с тем, что ужесточились требования наших заводов к ввозимой продукции в рамках программы «Покупай нижегородское». Но, с другой стороны, мощности местной переработки загружены только на треть. Отсюда задача: увеличить собственное производство молока и активизировать его закупки у населения.И некоторые сдвиги в этом направлении уже есть. Так, если в 2005 году в области произведено 193 тысячи тонн цельномолочной продукции, 3100 тонн сыров и 400 тонн животного масла, то в 2006‑м соответственно 210 тысяч тонн, 3200 тонн и 6700 тонн. Однако собственные потребности сама область покрывает в цельномолочной продукции на 78 процентов, творожной ? на 50, кисломолочной ? на 60, а по сырам вообще лишь на 5 процентов.Сегодня в отрасли четко прослеживается тенденция концентрации производства путем приобретения региональных молокозаводов крупными предприятиями. Так, ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский» производит более 30 процентов продукции от общего объема, ОАО «Молоко» (г. Шахунья) ? 14 процентов, ОАО «Княгининское сухое молоко» ? 9, ОАО «Молоко» (г. Городец) ? 6 процентов. Именно на таких предприятиях в последние годы в целях повышения конкурентоспособности проведена модернизация оборудования, что позволило резко повысить качество готовой продукции и возможность ее реализации. На перевооружении ведущие предприятия в прошлом году получили 500 миллионов рублей льготных кредитов по линии федерального бюджета и 30 миллионов ? по линии областного. Кроме того, 31 января т. г. правительство области приняло постановление о повышении качества пищевых продуктов, реализуемых на территории области. Выделенные 62 миллиона рублей под эту программу уже направлены на приобретение и установку новейшего оборудования лабораторий, на создании новых, в том числе на всех въездных постах и пунктах в Нижний Новгород.Не менее важным остается вопрос формирования ценовой политики закупочных, отпускных и розничных цен. Пока эта цепочка выглядит так. Средняя цена реализации литра молока сельхозпредприятиями молокозаводам в прошлом годлу составила 7 рублей. Отпускная цена заводов в торговлю ? 11 ? 12 рублей, а продажная в магазинах выразилась в 16 рублей за литр молока жирность 2,5 процента. Сразу видно, что по отношению к производителям молока цена большой выгодностью не отличается. Остаются перекосы в формировании сезонных цен при закупке его у крестьян, когда летом переработчики снижают ее минимум на треть, хотя в торговле цена пакета молока в это время остается на прежнем уровне.Вот почему министерство предложило руководителям молокоперерабатывающих предприятий подписать соглашение об оптимизации закупочных цен, складывающихся по сезонам, но не ниже уровня прошлого года. В ответ гарантируется поддержка заводов льготными кредитами на ускорение их модернизации.