Учителей принимают по конкурсу
В Кстовском районе 36 детских садов, 32 школы и 9 учреждений дополнительного образования. О том, как работает эта сложная система, как она учит, развивает, воспитывает ребят, о ее проблемах и достижениях рассказывает Зинаида Александровна Манахова, директор департамента образования администрации Кстовского района.- Пожалуй, следует начать с детских садов. Хорошо, если ребенок здоров. Счастлива такая семья. А если нет? В наших детских дошкольных учреждениях созданы условия для оздоровления детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, часто болеющих. С ними работают специалисты. И совместными усилиями сотрудников детсадов и родителей удается достичь хороших результатов.Вот сравнительно недавно у нас создана группа для детей-инвалидов с нарушением интеллекта. Ее посещают восемь детей. Конечно, это огромная поддержка семьям.- А очередь в детские сады в районе есть?- Злободневный вопрос. Конечно, есть. Уже около полутора тысяч детей сейчас в этой очереди. Что же предпринимает администрация района в такой ситуации? Ежегодно мы открываем новые группы в уже действующих детских садах. Стараемся максимально использовать каждое помещение. Если в прошлом году мы открыли пять групп, то в этом году уже 13. И эту работу будем продолжать. Нам удалось войти в областную программу следующего года, а это значит, будем строить два новых детских сада на 75 мест каждый.- Но ведь очевидно, что и этого мало.- Сейчас родители записывают в очередь совсем маленьких детей — с одного месяца, с двух, можно сказать, как только малыш родился. Конечно, мы очень рады, что у нас детское население увеличивается, ну а возникающие в связи с этим проблемы администрация района будет разрешать.О грантах и конкурсах- Кроме общеобразовательных школ у нас в районе есть гимназия, лицей и две школы с углубленным изучением отдельных предметов. Участвуют наши коллективы педагогов в национальных проектах. И очень успешно. В этом году школа № 8 во второй раз стала победителем конкурса на федеральном уровне, а школа № 3 и лицей № 7 получили гранты губернатора. У нас работает немало замечательных педагогов. Грантами Президента России за педагогическое мастерство награждены шесть учителей. Размер гранта — сто тысяч рублей. Девять педагогов удостоены грантов губернатора по 20 тысяч рублей. Вот победы только этого года. Все школы района имеют доступ к сети Интернет. В рамках национального проекта получили стандартный базовый пакет программного обеспечения. Продолжается оборудование кабинетов учебно-наглядными пособиями, поступают компьютерная техника, спортивный инвентарь. Буквально на глазах оснащение школ стало совсем другим.Район активно участвует в областной программе поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта. В минувшем году 24 человека приступили к работе в рамках этой программы. Среди них не только наши местные, но и молодежь из других районов. С ними мы полностью рассчитались. Каждый из молодых специалистов получил квартиру или дом, а также машину. Все они трудятся в школах.В этом году желающих гораздо больше, заявления подали уже 33 человека, но мы получили квоту министерства образования Нижегородской области. Можем заключать соглашения только с одиннадцатью молодыми специалистами.- То есть у вас уже конкурс?- Да. А молодежь нам, конечно, нужна. Средний возраст педагогов — 48 лет. Сейчас строим для молодых специалистов два дома — в деревне Чернышиха и селе Ближнее Борисово. Для остальных по их желанию будем приобретать квартиры.У нас в районе работали три школьных газовых котельных, обслуживались они школами, что создавало большие неудобства. В этом году они переданы в специализированную организацию. «Тепловые сети». Теперь директорам школ не придется заниматься еще и проблемами отопления. Кроме этого, все городские школы и детские сады обслуживаются Кстовской управляющей компанией, которая обеспечивает техническое состояние этих учреждений на должном уровне. Администрация района стремится освободить директоров школ от хозяйственных проблем. Их дело — учить и воспитывать.Если по одному ученику в классе?- А какая судьба у сельских малокомплектных школ в районе?- В прошлом году мы закрыли основную школу в селе Варварское. Посудите сами. В ней оставалось десять учащихся. Практически один ребенок в классе. В такой ситуации трудно говорить о качестве образования. Родители отнеслись с пониманием, и ребята все были переведены в среднюю школу села Запрудное. Там есть свой автобус. Теперь дети благополучно учатся в современной школе.Также мы были вынуждены закрыть начальную школу в селе Слободское. Теперь Ее десять учеников специальный автобус доставляет в село Подлесово, также в среднюю школу. Никаких жалоб нет.На 1 сентября 2008 года у нас остановлен учебный процесс в начальной школе села Ржавка. Три ребенка из этого села переведены в Ждановскую среднюю школу. Там хорошее питание, есть продленка, спортивные залы, одним словом, созданы все условия для развития детей. Все учителя трудоустроены. То есть массового закрытия школ нет, но там, где детей остается очень мало, приходится их переводить в большие школы соседних сел.В ответе за каждого- Какие проблемы вы бы назвали в числе главных?- В связи с тем что сейчас в стране введено обязательное среднее образование, директора школ несут ответственность за тех детей, которые, получив основное образование, закончив девять классов, поступили или в техникум, или в какой-то колледж. Они вышли из стен школы, но ее директор должен интересоваться судьбой каждого. Каждый обязан получить среднее образование. Нам надо вести ребенка, его контролировать. А это непростое дело.Или вот такая проблема. Сейчас широко обсуждается судьба золотых и серебряных медалей: быть им или не быть. Мое мнение: медаль пусть остается. Ее выдают ребенку за труд, ежедневный, постоянный, в течение всех лет обучения в школе, за труд с отличным результатом. И при поступлении этого ученика в вуз медаль должна учитываться.- В этом году нижегородские школьники сдавали ЕГЭ. Наверное, все вы тоже волновались? — Особых волнений 29 мая, когда проводился единый госэкзамен, не было. Так как министерство образования очень правильно организовало пробный экзамен в апреле. Мы к нему очень серьезно подготовились. Ребята были хорошо информированы. А тесты не являются для них чем-то новым. И на уроках, и на подготовительных курсах они работают с тестами. Конечно, вопросы возникают в любом новом деле. Но они разрешимы.Не могу не сказать и о проблемах воспитания молодого поколения, которыми сегодня обеспокоено наше общество. В Кстовском районе девять учреждений дополнительного образования — спортивные, туристические, художественного творчества. Созданы все условия, чтобы дети после уроков могли найти себе занятие, увлечение по душе. У нас прекрасный Дворец детского и юношеского творчества. В прошлом году мы капитально отремонтировали Центр внешкольной работы. И надо отметить, что все дополнительное образование бесплатное. В основном со старшеклассниками работает Дом учащейся молодежи. У нас ведь в каждой школе есть общественная ученическая организация. Например, в школе поселка Селекция, куда меня недавно приглашали как ветерана комсомола, она называется «Союз сердец». И вот лидеры этих общественных организаций, а также руководители, члены ученического самоуправления занимаются в Доме учащейся молодежи. Будущих лидеров страны нужно готовить уже в школе.