Ударить имиджем по кадровому голоду
К своему семидесятилетию отечественная система профессионального обучения подходит «со слезами на глазах». По данным заместителя председателя Облсофпрофа Михаила Орлова, в целом по стране лишь четверть выпускников нынешних лицеев и колледжей трудоустраивается, едва покинув учебную скамью. Это бухгалтеры, повара, работники торговли и т.д. В промышленность выпускники не то чтобы не идут — их туда попросту не берут. Несмотря на острый кадровый голод на производстве. И сократившееся в разы, по сравнению с советскими временами, количество выпускников. Проблема в том, что сегодня промышленные технологии развиваются аршинными темпами, и учебные заведения, не имеющие соответствующей материально-технической базы и зачастую не занимающиеся переподготовкой преподавательского состава, за модернизацией производства просто не успевают. Вот и пытаются устроиться (чаще всего безуспешно) на завод дипломированные рабочие, которых надо заново учить. Именно это, вкупе с непрестижностью рабочих профессий на сегодняшний день, и является наиболее остро звучащими вопросами. Ответы на них попытались дать собравшиеся за круглым столом в «Нижегородской правде» специалисты, профессионально занимающиеся профобучением. Не очаг, но ориентир Хочу сразу оговориться, что в Нижегородской области ситуация с профобразованием складывается намного лучше, чем в среднем по стране. Пусть зам. областного министра образования Николай Бабанов и призывает «не считать нас очагом благополучия в отдельно взятом регионе», но, по его же словам, находят себе работу от 95 до 97 процентов выпускников. Сравните с приведенными выше общероссийскими цифрами и, как говорится, почувствуйте разницу. Как пояснил замминистра, сейчас в области действуют пять ресурсных центров оснащенных самым современным оборудованием даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Очень помог в деле их создания национальный проект «Образование», точнее, та его часть, которая касается профобучения. Нацпроект — это не только федеральные и областные деньги (хотя без них и вовсе могло ничего не получиться), но и возможность государственно-частного партнерства. Училищам разрешили привлекать деньги предприятий и внебюджетные фонды. Многим промышленникам идея приглянулась, ведь вкладывать деньги в подготовку кадров на паритетных началах намного выгоднее, чем пытаться сделать это самостоятельно. Да и, честно говоря, не многие сегодня могут себе это позволить. Как результат удалось подтянуть материально-техническую базу и провести переподготовку преподавательского состава. Естественно, что работодатели вложили средства не просто так, а для того, чтобы получить конкретных, нужных именно на их производстве специалистов. Непосредственной работой с предприятиями занимался и зам. генерального директора НАПП Борис Телегин. По его словам, расставались с деньгами промышленники легко: например, директор Богородского машиностроительного завода без вопросов выделил запрошенные 4 миллиона рублей. Пояснив, что, если бы к нему с таким предложением не пришли, пришлось бы самостоятельно центр по подготовке специалистов при заводе открывать. Выпускающий станки с ЧПУ БМЗ столкнулся с проблемой их реализации. И вовсе не потому, что они никому не нужны, скорее наоборот, просто работать на них некому. Вот и надумали в Богородскестанки вместе со специалистами «продавать». В одной сцепке Как на деле строится государственно-частное партнерство, рассказали зам. гендиректора ОАО «Красный якорь» Александр Золотов и директор Нижегородского индустриального колледжа Сергей Варакса. — Мы уже достаточно давно поняли, что без подготовки кадров развиваться не сможем, — признал Александр Михайлович, — например, в этом году мы вместе набрали группу слесарей-ремонтников. Выпускник должен знать, уметь и обладать опытом. Первые две составляющие ему обеспечат в колледже, а третью дадим мы. Прекрасно понимаем, что нельзя один раз вложиться и жить на это все оставшееся время, поэтому наши партнерские отношения и дальше только будут развиваться. Хорошо, что на самом верху поняли, что без рабочих государство существовать не может и мигрантами проблему не решить, — уверен Сергей Александрович, — Нацпроект позволил оценить важность дела и директорам предприятий. Уверен, что предприятия надо стимулировать в деле подготовки кадров, как это происходит во всем мире. Последняя фраза директора колледжа не случайна. Дело в том, что та часть нацпроекта, которая касается профобразования, свое действие уже прекратила. А значит, договариваться с директора предприятий вновь станет намного сложнее. В Нижегородской области проект решили продолжить, уже на собственные средства. И еще два образовательных учреждения по уже отработанной схеме с привлечением частных денег получат новое оборудование для учебы. Но, если бы федеральное финансирование продолжилось, их могло бы быть намного больше. Без пиара не поможет и нацпроект Но мало заполучить «оборудование завтрашнего дня», надо еще, чтобы на нем кто-то учился. Причем не абы как, а с желанием действительно получить профессию на всю жизнь. Не секрет, что сегодня престиж рабочих профессий в глазах большинства упал, мягко говоря, ниже плинтуса. Родители пугают детей: мол, будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ. Получение диплома о высшем образовании (именно диплома, а вовсе не профессии) для части населения стало самоцелью. Вот и ходят у нас «табунами» в безуспешных поисках места работы всевозможные начинающие экономисты, юристы и менеджеры. С дипломом, нобез опыта, а зачастую и знаниями не отягощенные. Хотя в той же промышленности, да и не только там, уже начинает царить кадровый голод. А тот же студент-троечник из вуза вполне бы мог стать квалифицированным рабочим. Вот только родители выбрали для него совсем другую профессию. И в итоге в проигрыше все: и государство, и сам вузовец-безработный, и желавшие ему блага папа с мамой, которые вынуждены продолжать его содержать. Между тем в целом ряде западных стран подходят к делу совсем иначе. Там нельзя поступить в университет, не получив профессию заранее. Мало ли как дело с высшим образованием обернется, а на шее у государства в качестве безработного человек сидеть не должен. Равнение на Гагарина, а не Джамшута Сложившийся за двадцать лет стереотип «чтобы много зарабатывать, необходим диплом вуза» просто так не разрушить. Но и совсем ничего не делать сегодня нельзя. Высказали свои предложения и участники круглого стола. Ирина Кормщикова, директор профессионального лицея № 21: — Необходимо больше уделять внимания успехам выпускников, чтобы детям было на кого равняться. Равшаны и Джамшуты рабочим профессиям не научат. Дети, которые решили пойти на завод, не должны чувствовать себя некими изгоями. Сергей Варакса: — Работу с детьми, а соответственно и с их родителями, надо начинать еще с первого класса. Объяснять, на конкретных примерах показывать, кто такой рабочий человек. Александр Золотов: — И хорошо бы школьникам о профессии рассказывал недавний выпускник лицея, на примере своего конкретного рабочего места. Николай Бабанов: — Первый космонавт в мире — Юрий Гагарин — был выпускником ремесленного училища, аналога современных лицеев и колледжей. А менять нужно в первую очередь сознание. Надо показать, что современный рабочий вкладывает в свою работу не меньше интеллектуального труда. Профессии требуется другой, настоящий,имидж. Михаил Орлов: — Необходимо изменение ценностных ориентиров молодежи. Сегодня у них на первом месте «хочу много и сейчас». И для смены этого стереотипа необходимо задействовать и семью, и школу.По теме:«Бентли» по цене «Фольксвагена» Престиж для бывшего ПТУ «Варим» в виртуальном режиме Завод и техникум в одной связке