«Улыбышевские ассамблеи»
Эпоха Пушкина и Глинки — золотой век русской культуры, оставивший в истории множество ярких имен. Но были среди них и незаслуженно забытые. Одно из них — Александр Дмитриевич Улыбышев (1794 – 1858). Наш выдающийся земляк, писатель, знаток и ценитель искусств, меценат, один из основателей музыкальной критики в России, автор первого в мире фундаментального исследования о Моцарте.Экстравагантный барин«До 16 лет он воспитывался за границей, — писал биограф Улыбышева Александр Гациский, — а именно в Германии, что, по всей вероятности, имело влияние на философский образ мышления, на любовь к музыке, и притом так называемой серьезной, классической, и вообще на то, что Улыбышев смотрелся „европейцем“, конечно, с некоторой примесью родного отечественного барства…»В молодости Александр Улыбышев — успешный чиновник Российского иностранного ведомства, авторитетный литературный и музыкальный критик, активный член литературно-театрального кружка «Зеленая лампа», почетный член Санкт-Петербургского филармонического общества, светский приятель петербургских знаменитостей, в числе которых Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Матвей Виельгорский, Алексей Львов, Владимир Одоевский, молодой Михаил Глинка.Однако в 1830 году Улыбышев внезапно покинул столицу и уединился в нижегородском родовом имении. Занялся хозяйством и работой над книгой о своем любимом Вольфганге Амадее Моцарте.Позже, переехав в Нижний Новгород, Александр Дмитриевич, человек европейски образованный, всесторонне талантливый и энергичный, обладающий легким пером, открыл музыкальный и литературный салон в своем доме.На Большой Покровской находились почти все нижегородские адреса Улыбышева. В доходном доме Добролюбовых на Лыковой дамбе он квартировал целых семь лет — с 1841-го по 1847 год. О нем напоминает изящная мемориальная доска, открытая в 1995 году на доме, что на углу Большой и Малой Покровских улиц.Аккуратные предобеденные прогулки экстравагантного барина по главной улице города заменяли многим часы. Нижегородцы знали: если Александр Дмитриевич вышел на Покровку, значит, половина второго.«Скучно без этого»Исключительной была роль Улыбышева в развитии музыкального искусства в Нижнем Новгороде. Именно в его доме на знаменитых «четвергах» и «субботах» силами местных и заезжих музыкантов исполнялись произведения европейских композиторов Мендельсона, Керубини, Гайдна, Моцарта, Бетховена. В зале Благородного дворянского собрания им было организовано исполнение крупных симфонических произведений: «Мессии» Генделя, «Реквиема» Моцарта, моцартовских и бетховенских симфоний. Много сделал Улыбышев для популяризации творчества Михаила Глинки, поддерживал и оказывал профессионально-музыкальную помощь юному Милию Балакиреву.Второе после музыки увлечение Александра Дмитриевича — литература. «Легче пьяница закоренелый откажется от кабака, чем писатель от чернил. Вдруг страсть к литературному делу опять овладела мною. Стало что-то скучно без этого», — писал он в 1843 году в дневниковых «Записках».В 1848 году появился начальный вариант его комедии «Вздыхатель без денег». Возможно, первой из пьес Улыбышева и, пожалуй, самой «нижегородской» из всех.Александр Дмитриевич был не просто завсегдатаем театра, а своими суждениями и замечаниями, своими разборами спектаклей и публикациями помогал актерам. «В Нижегородском театре обращал на себя мое внимание пожилой, румяный толстяк, с седыми редкими баками и клочком таких же волос под подбородком… — вспоминал Гациский. — Александр Дмитриевич Улыбышев всегда сидел в первом ряду кресел и ужасно кипятился как при поднятом, так и при опущенном занавесе. Свои суждения о пьесах, об игре актеров он произносил, не стесняясь, громко, на весь театр, не только в антрактах, но и во время хода пьесы, покрикивая: «Браво, отлично, молодец!» или: «Скверно», а иногда даже просто: «Экой болван!..»Поводом вспомнить автора сценических шуток и водевилей стал нижегородский фестиваль театральных капустников «Веселая коза». Впервые Александр Дмитриевич в исполнении заслуженного артиста России Александра Мюрисепа появился во главе открывающего фестиваль театрального шествия по Большой Покровской в 1997 году.Собранье музА сейчас, в год 220-летия со дня рождения нижегородского «европейца» Александра Улыбышева, три местных учебных заведения — государственная консерватория (академия) имени Глинки, государственный университет имени Лобачевского и театральное училище имени Евстигнеева, — объединив усилия, решили впервые провести фестиваль «Улыбышевские ассамблеи».Идея его проведения родилась в стенах консерватории. Название «Улыбышевские ассамблеи» придумал профессор Владимир Владимирович Алексеев, вся жизнь которого связана с консерваторией. В течение двадцати лет Владимир Владимирович руководил там кафедрой камерного ансамбля. Ансамбль, ассамблея, собрание — эти понятия близки ему, как, впрочем, и Улыбышеву. Собранье муз, сообщество людей, разносторонне одаренных и преданных искусству, было характерно для образованного круга его современников.Оргкомитет фестиваля выпустил к его открытию буклет. Материалы из него использованы в этой статье.Из программы12 ноября — научно-практическая конференция «А. Д. Улыбышев: взаимодействие русской и европейской культур. Вопросы музыкознания, культурологии и филологии» в Малом зале консерватории; посещение Улыбышевской выставки в музее Добролюбова; презентация книги А. Д. Улыбышева «Вздыхатель без денег»; концерт-открытие с участием студентов и аспирантов Нижегородской консерватории, победителей конкурсов исполнителей, вокалистов и камерных ансамблей.13 ноября — экскурсионная поездка для участников и гостей фестиваля в бывшее родовое имение Улыбышевых в селе Лукино Богородского района, в Богородский районный исторический музей и Богородскую музыкальную школу имени Улыбышева на концерт учащихся школы и гостей фестиваля. А вечером в Учебном театре — спектакль учащихся Нижегородского театрального училища «Вздыхатель без денег» (быль-небылица Александра Улыбышева в трех действиях с прологом, куплетами, сновидениями и апофеозом). Постановка — режиссера-педагога заслуженного артиста России Александра Васильевича Мюрисепа.14 ноября — фестивальная программа для детей в 9‑й детской школе искусств; заключительный концерт с участием студентов и преподавателей консерватории и хора университета имени Лобачевского, подведение итогов конкурса музыкальных критиков и журналистов в Концертном зале консерватории.