В бой!
Интерес к истории бывает разным: один, уютно устроившись в кресле, читает исторические книги, а другой живет жизнью средневековых воинов. Нижегородский клуб исторической реконструкции «Шторм» воссоздает костюмы, быт и культуру северной Руси, Скандинавии и стран Балтийского региона эпохи походов викингов.Башня как пристанищеИстория этой организации началась зимой 1999 года с клуба в Дзержинске. Распавшись, он породил «Шторм» в Нижнем. Члены клуба не раз показывали свое мастерство в стенах Нижегородского кремля, в итоге музей выделил им Коромыслову башню, где «Шторм» обрел свое пристанище.— Башня — большая ответственность и большой труд. Привести ее в порядок стоило огромных усилий. Мы обеспечиваем ее сохранность своими силами и постоянно обустраиваем, — рассказывает руководитель клуба Сергей Власов.По его словам, реконструкторы — люди самых разных профессий: от археологов до медицинских работников и военных. И самого разного возраста. В ряды «Шторма» приходят через знакомых и после его выступлений на городских праздниках. Пополнился состав с выходом сериала «Викинги». Сегодня в клубе — 35 человек.Сотвори себя сам— Какие времена и события наиболее интересны для реконструкции? Как земля нижегородская вписывается в картину средневековой Европы?— X – XI века — эпоха становления нашего государства. Интересно понять, что двигало людьми в те времена для создания могучей державы, которая жива по сей день. До 1221-го — года образования Нижнего Новгорода — на этих землях жили финно-угорские племена. Через Волгу и Оку пролегал путь от варягов к персам, корабли с севера проходили на юг мимо нижегородских земель. Некоторые из наших реконструируют финно-угров, а многие — викингов, которым ничто не мешало в те времена ходить по земле нижегородской.— По правилам «Шторма» одежда и оружие — забота члена клуба. По каким историческим документам они создаются?— Одежда и часть вооружения делаются своими руками либо же заказываются у мастеров. На сбор комплекта может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Всё делается по археологическим источникам и музейным артефактам. Используются исследования археологов: Анатолия Кирпичникова, Хольгера Арбмана. У каждого из нас есть книга или статья, по которой воссоздаем свой костюм, похожий на костюмы времен Святослава, Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого. Мы освоили множество профессий, как в кузнечном деле, так и в обувном. Овладели аутентичным крашением кож — морением дубом, крушиной и другими натуральными красителями и закрепителями.— Насколько реально соблюсти технологию изготовления оружия и воссоздать историческое фехтование?— Кузнецы и умельцы-оружейники делают мечи и топоры, достигая результата с помощью проб и ошибок. Историческое фехтование в раннем Средневековье, конечно, отличалось от наших боев, хотя тактика и отдельные элементы боя повторяют то, что происходило в реальных сражениях. Это больше спорт, нежели настоящие баталии, ибо оружие не заточенное и, по сути, является сувенирным. Хотя и им можно нанести тяжкие увечья.Окская «Чайка»— Летом гуляющие по набережной Оки не раз удивленно всматривались в плывущую по реке ладью, словно сошедшую со страниц учебника истории.— Это «Чайка» — корабль наших товарищей из муромского военно-исторического клуба «Вареж». На ней они проделали путь от Ладоги (первой столицы Руси) до Мурома, совершив гигантский переход и испытав на себе все тяготы жизни моряков и дружинников, которые путешествовали по рекам нашей страны в Х веке. За 32 дня ребята проплыли 1600 километров. В августе под Муромом прошли съемки фильма о Вещем Олеге, в котором участвовала и «Чайка»: снимали сцены на Оке, боевые высадки, маневры ладьи и многое другое. Вместе с «Варежем» в фильме участвовали «Шторм» и «Черноречье» из Дзержинска.